Долгое время считалось, да и сейчас во многом считается, что бесконечное строительство «союзного государства» обеспечивает незыблемость нынешней системы власти в Беларуси. А вот переориентация на Евросоюз немедленно привела бы к власти в нашей стране «евроориентированную» оппозицию.
В принципе, такое развитие событий действительно было самым вероятным еще несколько лет назад, а в период становления нынешней системы особенно. Но все течет, все меняется и здесь тоже, похоже, наметились изменения. И, как ни странно, именно Евросоюз сегодня может стать главным фактором выживания сегодняшней системы власти в нашей стране, а роль России может в обозримом будущем смениться на противоположную изначальной.
Во всяком случае, ориентация на Европу, как ни странно, в ближайшие десятилетия, будет требовать минимальной трансформации системы и структуры власти в Беларуси. Например, вступления в Евросоюз в ближайшие примерно 20 лет не предвидится практически стопроцентно, даже если наша страна станет стопроцентно евроориентированной. Это конечно не радостное известие для многих, но отнюдь не для нашей власти. Ведь, таким образом курс на тесное сотрудничество с Евросоюзом не грозит нынешней системе немедленным ее демонтажем. Да определенные требования по демократизации нашей системы власти Евросоюз предъявляет, но в принципе, они минимальны, вполне выполнимы и уничтожения сложившейся системы отнюдь не требуют. Определенные шаги, конечно, необходимы, но совсем не коренная ломка. Например, в самой ближайшей перспективе нашей власти нужно обеспечить признание легитимности предстоящих парламентских выборов. Сделать это не так уж и сложно, хотя пока власть делает практически все, чтобы выборы признаны не были. Если все же признание выборов Евросоюзом будет получено, то практически автоматически будут признаны и следующие президентские выборы, поскольку существующая у нас система власти станет уже легитимной в глазах Евросоюза. При этом санкции снимаются, хотя они и так со стороны ЕС минимальны, путь в ВТО открывается, партнерство с Евросоюзом расширяется, стоимость виз снижается. И, в общем-то, это практически все. Поскольку собственно в ЕС в ближайшие пару десятилетий нам попасть «не светит», то и сам Евросоюз не сильно то будет пытаться изменить наше государственное устройство, лишь бы транзит был стопроцентно гарантирован. Да и то: после появления трубопроводов, обходящих Беларусь, даже это не будет никого очень уж напрягать. Волновать будет, конечно, но не сильно.
Как мне кажется, есть вероятность, что именно поэтому нынешняя наша власть демонстрирует в последнее время очевидный поворот лицом к Европе. Может, в стратегическом планировании наши власти и не демонстрируют выдающихся успехов, но в тактическом чутье им определено не откажешь. Вероятно, и сейчас почувствовали, что времена меняются, и сегодня уже Евросоюз, а не Россия, является весьма вероятным гарантом сохранения нашей системы власти, хотя бы на ближайшее десятилетие. Россию то бесконечный процесс «единения» без результатов уже достал и ей уже, как мне кажется, нужны конкретные результаты, а Евросоюз, скорее всего, будет приветствовать даже начальные и неспешные шаги в процессе демократических перемен в Беларуси, пусть даже они будут исходить и от власти.
По большому счету и оппозиция от такого расклада не сильно в проигрыше. Ведь без реальной демократизации процесса выборов и определенной демократизации вообще легитимация системы вряд ли возможна. А это лучше, чем никем не признанные выборы с заранее известным результатом и перманентное «закручивание гаек», лучше для всех, хотя для конкретных кандидатов и возникает вопрос «повезет — не повезет». Но стопроцентная определенность развития событий «для кандидатов» гарантировать невозможно. Да и когда государство маниакально стремиться к стопроцентной определенности в других сферах, то, как показывает история, рано или поздно оно приходит к вполне определенному концу. Ведь если выборы Евросоюзом признаны не будут, то только «деликатным осуждением», в чем мы почему-то полностью уверены, дело не ограничится — последуют реальные санкции. А если к санкциям США и ЕС добавится российское повышение цен на газ, пусть даже минимальное, то до стопроцентной кладбищенской определенности станет совсем недалеко. Так что, по большому счету, и выбор у нас не велик.
Правда, намерение это еще не значит осуществление. Я уже отмечал выше, что желание признания наших выборов Евросоюзом у нашей власти есть, во всяком случае, она определенно его демонстрирует, но вопреки собственному желанию, на практике власть поступает так, чтобы выборы признаны не были. Как лично мне кажется, причина этого феномена в патологической недоговороспособности нашей власти. Но «договороспособность», это уже другая тема.