На встрече президента Лукашенко с председателем концерна «Белнефтехим» И. Жилиным было объявлено о вероятном образовании холдинга на базе этого концерна до конца 2011 г. Кому может быть адресовано это заявление? Насколько вероятно преобразование «Белнефтехима» в холдинг в указанные сроки?
Татьяна Маненок. Реорганизация концерна «Белнефтехим» активизировалась с приходом нового председателя Игоря Жилина.
Белорусские власти начинают понимать, что в условиях неизбежного снижения косвенных российских нефтедотаций, а также господдержки отечественная нефтехимия и нефтепереработка не способна развиваться без привлечения стратегических инвесторов. Сформировавшаяся за долгие годы система перекрестного субсидирования в отрасли, поддержка внутреннего рынка за счет более эффективных предприятий бесперспективна. Чтобы отрасль стала инвестиционно привлекательной, нужно реформировать как сами предприятия, так и систему управления ими.
Вероятно, по этой причине должности руководителя крупнейшего концерна страны и был востребован в недавнем прошлом российский менеджер.
На заседании совета концерна в феврале этого года новый председатель озвучил принципиально новую задачу: предприятия отрасли должны уже до конца 2011 г не только минимизировать, но и ликвидировать перекрестное субсидирование, товарное кредитование и выйти «на реальную безубыточность работы». По слова И. Жилина, «задача современного реформирования отрасли поставлена лично президентом Беларуси Александром Лукашенко».
До недавнего времени обсуждались два варианта реорганизации «Белнефтехима»: создание холдинга с правом ведения хозяйственной деятельности на базе всего концерна или же создания отдельных структур с полным производственны циклом.
По второму варианту предполагалось создать отдельные вертикально-интегрированные холдинги на базе предприятий, занимающихся переработкой нефти, производством химической и нефтехимической продукции и т. д.
По имеющимся данным, в ходе обсуждения данных вариантов предполагалось, что в состав этих холдингов будут включены компании, располагающие сырьевыми потоками. И хотя вслух об этом не говорилось, понятно, что речь идет о российских компаниях, которые практически полностью обеспечивают предприятия концерна не только нефтью, но и во многом также сырьем для производства химической и нефтехимической продукции.
После обсуждения этого вопроса на встрече с А. Лукашенко И. Жилин заявил, что холдинг на базе «Белнефтехима» должен быть создан до конца текущего года. Причем, в холдинг планируется включить все предприятия, которые на сегодняшний день находятся в концерне. Было также заявлено, что холдинг нужно создать «не раздробляя участников предприятий».
Таким образом, принято решение создать огромный нефтехимический холдинг, в который войдут разнопрофильные предприятия. По имеющимся данным, под руководством первого вице-премьера Владимира Семашко разработана поэтапная схема реорганизации концерна в холдинг, сейчас она активно обсуждается в рамках отраслевого концерна.
Тем не менее, абсолютно не понятно, что изменит административная, по сути, реформа управления ведущей отрасли страны.
Известно, что холдинг, в отличие от концерна, будет наделен правом ведения коммерческой и хозяйственной деятельности. Между тем, несколько лет назад концерн имел такое право. Позже в связи с реформой законодательства концерн такого права его лишили, хотя коммерческой деятельностью и по сей день занимаются дочерние предприятия концерна.
Следует отметить, что идея создания холдинга на базе «Белнефтехима» не нова. В последний раз правительство Беларуси ставило аналогичную задачу в 2006 г. Тогда создание холдинга рассматривалась правительством в качестве способа повышения эффективности работы нефтехимической отрасли страны. Речь шла о том, чтобы вывести на безубыточную работу все предприятия нефтехимии, а также ускорить их техперевооружение, поскольку из-за дефицита финансовых ресурсов они не могли это сделать в обозначенные сроки. Тогда инициаторы создания холдинга рассчитывали, что с помощью новой структуры удастся объединить все финансовые ресурсы предприятий концерна, и это позволит с большей эффективностью реализовать намеченные инвестиционные программы в нефтехимии. Однако в то время эту идею «Белнефтехима» не поддержало Министерство экономики.
Сейчас Минэкономики против создания холдинга не возражает. Правда, и задачи перед новой структурой поставлены другие. Как отметил Жилин после обсуждения этого проекта с Лукашенко, «вопросы все были связаны с сегодняшней и завтрашней деятельностью, с созданием холдинга на основе концерна, чтобы управлять более эффективно с условием вхождения в Единое экономическое пространство, где мы как раз и будем соприкасаться с рыночниками, и чтобы у нас были механизмы рыночного влияния и взаимодействия с нашими российскими и казахстанскими партнерами».
Создать по указке сверху, в обозначенные президентом сроки холдинг, вероятно, можно. Но как в административном порядке создать рыночную структуру на основе огромного количества и, за небольшим исключением, технологически не связанных между собой предприятий? Как ими бы благими целями не объяснялось создание холдинга, вряд ли в нынешней экономической системе на базе госконцерна может возникнуть рыночная структура.
Очевидно, что сегодня не только большинство отечественных нефтехимических предприятий, но даже нефтеперерабатывающие заводы — в недавнем прошлом основные валютные доноры страны — не могут эффективно работать без поддержки. Новые условия импорта российской нефти, отказ российских компаний от давальческой переработки нефти на фоне дестабилизации финансового рынка усугубил финансовое положение отечественной «нефтянки». Доступа к валюте, обслуживающей стратегический импорт, белорусские НПЗ сегодня не имеют, а собственных денег на закупку российской нефти у них не хватает. Вот и приходится «заимствовать» валюту у «Беларуськалия».
Весьма сомнительно, что создание нефтехимического холдинга способно решить эту проблему. В тоже время без ликвидации внутриотраслевого перекрестного субсидирования ни о каком рыночном взаимодействии с партнерами-«рыночниками» речь не может идти. А решение этой задачи потребует глубоких структурных реформ в экономике страны, на что власти не готовы.
В такой ситуации вновь создаваемый холдинг на базе «Белнефтехима» может постигнуть печальная судьба предыдущих попыток реформировать отрасль, не меняя сути экономической политики в стране.