Беларусь, не дожидаясь ввода АЭС, неожиданно для наблюдателей объявила об отказе от импорта российской электроэнергии уже в 2018 году. По крайней мере, с начала следующего года, и даже летом, в межотопительный период и время ремонтных кампаний генерирующих мощностей. В принципе Беларусь и сейчас способна самостоятельно обеспечить свои потребности в электроэнергии. Но в импорте она нуждается в целях снижения издержек — прежде всего, весной и летом, когда энергетики занимаются ремонтными работами, и станции прекращают выработку тепловой энергии.
Энергетики Беларуси традиционно заблаговременно договариваются с российским поставщиком об объеме и цене поставок электроэнергии, чтобы в декабре подписать баланс по поставкам на предстоящий год. Однако на этот раз по цене договориться пока не получилось, и баланс пока не подписан.
Министр энергетики Владимир Потупчик 20 декабря заявил, что причины отказа Минска от импорта носят «чисто экономический характер». «Здесь нет никакой политики. Россия была и остается главным стратегическим партнером для Беларуси», — подчеркнул он.
Белорусская сторона проанализировала предложенные ценовые условия и пришла к выводу, что ей выгоднее не покупать российскую электроэнергию, а вырабатывать свою — даже в межотопительный период.
Очевидно, что Беларусь постепенно сворачивает импорт электроэнергии. Несколько лет назад страна импортировала довольно большой объем электроэнергии, достигавший 20-25% от объема собственного потребления. Например, в 2003 году Беларусь импортировала 6,8 млрд кВт.ч электроэнергии, в 2012 году — 7,9 млрд кВт.ч, в 2013 году — 6,7 млрд кВт.ч Максимальный объем импортируемой в Беларусь электроэнергии составлял 7,8 млрд кВт.ч. Прогнозируется, что в 2017 году он составит 2,7 млрд кВт.ч.
Отметим, что в последние два года потребление электроэнергии в Беларуси снижалось, и лишь в 2017 году произошел небольшой рост: в частности, в I полугодии — на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до 18,295 млрд кВт.ч.
Причины постепенного снижения импорта белорусские энергетики поясняют реализацией довольно масштабных программ по модернизации энергомощностей, благодаря чему затраты на производство электроэнергии за последние 5 лет снизились на 30%. В 2017 году расход топлива на производство электроэнергии, а это один из ключевых показателей, характеризующий эффективность работы энергосистемы, составляет порядка 230 г условного топлива на 1 кВт.ч — это лучший показатель среди стран ЕАЭС.
Как результат, отмечают белорусские чиновники, в Беларуси тариф на электроэнергию для населения сейчас практически такой же, как в России, хотя цена газа для белорусских энергетиков практически в 2 раза выше. Что касается тепловой энергии, то тариф в 3 раза ниже, чем в РФ (правда, они не уточняют, что причина такой диспропорции — и в перекрестном субсидировании также).
Не сошлись в цене
Оператором экспорта-импорта электроэнергии в России является компания «Интер РАО». В 2016 году она увеличила поставки в Беларусь на 13%, до 3,18 млрд кВт.ч — это 18,7% от всего объема годового экспорта. В прошлом году Беларусь была третьим крупнейшим импортером после Финляндии и Китая. За девять месяцев 2017 году Беларусь снизила импорт на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до 2,455 млрд кВт.ч. При этом доля Беларуси в общем объеме экспорта «Интер РАО» увеличилась до 19,4%, и она поднялась на второе место после Финляндии.
Себестоимость производства своей электроэнергии в Беларуси сейчас составляет 6,81 цента за кВт.ч. (для справки: тарифы для предприятий составляют 7,8-7,9 цента за кВт.ч, тариф на электроэнергию для населения — 5,49 цента за кВт.ч (без НДС).
Получается, что в 2017 году Беларусь импортирует российскую электроэнергию по выгодной цене, хотя она заметно выросла по сравнению с предыдущим годом. По данным за 9 месяцев 2017 года, средняя цена импортируемой российской электроэнергии составила для Беларуси 4,7 цена за кВт.ч. — это на 12,1% выше, чем за аналогичный период 2018 года.
Однако в 2018 году в России ожидается рост цен на оптовом энергорынке РФ. Рост произойдет за счет нерыночных надбавок по договорам на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций в новые мощности ТЭС, АЭС и ГЭС за счет повышенных платежей потребителей), выплат за ДПМ для зеленой генерации, целевых надбавок для регионов и т. д. В целом, по экспертным оценкам, в России цены на мощность в 2018 году могут вырасти на 15%.
Вероятно, «Интер РАО» предложила Беларуси закупать электроэнергию с учетом ожидаемого повышения цены на российском энергорынке, которые невыгодны Минску. Видимо, белорусским энергетикам действительно выгоднее потреблять собственную электроэнергию — по крайней мере, в отопительный период.
Не исключено, что этот шаг второго крупнейшего импортера российской электроэнергии может стать успешным для торга с давним поставщиком. Белорусские энергетики уже заявили, что допускают поставки, если сторонам удастся договориться.
В свою очередь ПАО «Интер РАО» заявила, что готова поставлять электроэнергию в Беларусь в случае достижения договоренности об экономической целесообразности таких поставок.
Что помогло Минску
Для Беларуси экономическая целесообразность в импорте российской электроэнергии отпала прежде всего благодаря белорусско-российским апрельским договоренностям о цене газа, который является основным источником энергии для работы электростанций.
В структуре затрат на генерацию электроэнергии топливная составляющая — 85%. В Беларуси топливом для производства электроэнергии является природный газ (на газе вырабатывается 95% всей электроэнергии).
Напомним, Москва и Минск в апреле 2017 года подписали документы, урегулировавшие разногласия в нефтегазовой сфере. Стороны договорились о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Беларуси. Известно, что в 2018 году Беларусь будет покупать российский газ по фиксированной цене USD 129 за тыс. куб. м., а в 2019 году — по USD 127. Для сравнения: для Беларуси средняя цена импортируемого российского газа за 9 месяцев 2017 года составила USD 146 за тыс. куб. м. — это на 6,5% выше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Согласно экспертным оценкам, в 2018 году российский газ, вслед за подорожавшей нефтью, подорожает для других импортеров, исключая Беларусь. Этот газовый бонус предопределил решение об отказе от российской электроэнергии.
«Мы посчитали экономику и увидели, что для страны будет более выгодно обеспечить собственную выработку электроэнергии на наших источниках. Таким образом, мы снизим в 2018 году нагрузку на валютный рынок на USD 300 млн: USD 140 млн — сама закупка и USD 160 млн — экономия от модернизации белорусской энергосистемы», — рассказал министр энергетики Беларуси В. Потупчик.
Отметим, что сейчас Беларусь импортирует электроэнергию только из России, хотя ранее стремилась иметь как минимум двух поставщиков — это позволяло поторговаться за более выгодную цену. В 2006 году у Беларуси, помимо России, появился еще один поставщик электроэнергии — Украина, и несколько лет Беларусь стремилась по максимуму закупать именно украинскую электроэнергию, поскольку она была дешевле российской: для Беларуси она стоила 2,1 цента за кВт.ч, что было ниже даже внутренних украинских цен (европейские потребители платили тогда за украинскую электроэнергию по 7-8 евроцентов за кВт.ч). Однако с 2008 года Беларусь снова оказалась привязана к импорту только российской электроэнергии.