Итоги-2023 / Прогнозы-2024

Если оставить за скобками вопросы военно-политического сотрудничества, то деловую повестку беларуско-российских отношений в 2023 году определяли три взаимосвязанные стратегии — союзного строительства, импортозамещения и регионального сотрудничества. В строгом смысле эти стратегии не являются тесно взаимосвязанными. Интеграция не нуждается в импортозамещении; региональному сотрудничеству нет необходимости числиться по графе «союзное строительство». И все же все три стратегии несут в себе нечто общее, а именно — кремлевскую интенцию формирования нового мирового беспорядка, в котором Союзному государству отводится роль одного из ведущих геополитических центров силы.

В сфере беларуско-российской интеграции, в которой 20 лет по почти ничего не происходило, за минувшие два года достигнут колоссальный прорыв. По данным беларуской стороны, пакет союзных программ, утвержденный в ноябре 2021 года, выполнен на 94%. Полностью реализованы 22 программы из 28, остальные находятся «в высокой степени готовности» и вскоре должны быть доведены до финальной кондиции. Сверх того, уже подготовлен проект нового интеграционного плана, предполагающего реализацию 120 мероприятий, распределенных по 11 разделам включая: дальнейшее развитие национальных платежных систем, запуск работы объединенного рынка электроэнергии, развитие промышленной кооперации, и пр.

Такой динамике согласований в свое время могли бы позавидовать Евросоюз и НАФТA, и это говорит о том, что три года назад произошло нечто, из-а чего Минск прекратил упираться в вопросах интеграции по ряду принципиальных вопросов. Это касается мер, выходящих за рамки общих для Евразийского экономического союза: гармонизация, в частности, затронула ставки косвенных налогов. Для мониторинга их уплаты вскоре будет запущен наднациональный налоговый комитет.

Если исходить из того, что всякая гармонизации предполагают перераспределение и упорядочивание политэкономической власти (или ренты), то Лукашенко пошел на уступки Путину в том, чем никогда не делился, в обмен на то, чего теоретически может не получить. Минск, к примеру, по-прежнему недоволен достижениями в сфере создания единого рынка нефти и газа, т. е. в увеличении энергетической ренты. Имеются также разногласия, скажем, в сфере доступа производителей к госзакупкам и субсидиям. В Минске рассчитывают на «полностью безбарьерный» доступ производителей к госзакупкам и субсидиям. Российская сторона предлагает подготовить нормативную базу для введения единых требований к локализации выпускаемой продукции. Словом, явных и давно ожидаемых выгод от интеграции Минск не получил, но хороших альтернатив сегодня у него нет.

Довольна ли беларуская сторона уровнем кредитной поддержки? Если иметь в виду прошлогодний кредит на импортозамещение в размере RUB 105 млрд? С другой стороны, Беларусь, возглавляющая мировой список должников России, получила от нее в качестве подарка отсрочку по долгам на 2029–2034 гг.

Про импортозамещение представители двух сторон говорили по нескольку раз на день в течение года, но о каких-либо предметных достижениях на данном этапе говорить рано. По состоянию на конец ноября согласованы 23 импортозамещающих программ в рамках кредита на RUB 105 млрд (преимущественно в микроэлектронике и машиностроении). Первые пять проектов планируется завершить в 2025 году. Исходя из статданных о динамике инвестиций в Беларуси, средства данного кредита на протяжении года использовались неактивно. Вероятно, это связано с проблемами приобретения оборудования, необходимого для модернизации. А также с тем, что предприятия скрывают информацию о таких сделках с целью избежать новых санкций. Эксперты сайта «Наше мнение» негативно оценивают перспективы импортозамещения, указывая на опасность увеличения импортоемкости ВВП за счет инвестиций из России.

Обострение регионального сотрудничества — симптом «мягкого» превращения Беларуси во внутренний регион России. По данным Торгпредства РФ, по состоянию на середину ноября оно подготовило 27 бизнес-миссий в Беларусь в текущем году. Частые визиты в республику глав российских регионов, подписание соглашений в различных сферах, их встречи с Лукашенко, — типовая картина всего анализируемого периода. Стасут Лукашенко как непризнанного президента все более приближается к губернаторскому.

Ожидается, что объем взаимной торговли Беларуси и России в 2023 году может достичь рекордного показателя в USD 55 млрд. Предыдущий рекорд 2022 года составил USD 50 млрд (приращение на 12% по отношению к 2021 году). Такой рост может также интерпретироваться как внутрирегиональный. Удельный вес России в внешнеторговом обороте республики постепенно приближается к 70% — несмотря на активные усилия Минска по освоению стран Глобального Юга и Востока.

Одно из наиболее значимых событий в сфере безопасности — решение Москвы о размещение в Беларуси тактических ядерных вооружений. Из этого беларуская пропаганда слепила легенду о ядерном статусе страны. Внешний эффект такой саморекламы будет оставаться минимальным, пока у Лукашенко не появится право на «второй ключ», право на участие в принятии решений о применении этого оружия (что маловероятно). Минск, тем не менее, продолжает играть в опасную игру в контексте войны в Украине и противостояния с Западом.

Прогнозы: