Бойкот экспорта белорусской электроэнергии в Европу вслед за запуском первого блока БелАЭС омрачил перспективы амбициозного белорусского проекта. Официальный Минск до сих пор не знает, что делать с «лишней» энергией после ввода первого энергоблокаи, тем более, двух блоков станции.
Пуск первого энергоблока БелАЭС несколько раз переносился — с 2018 года на 2019 год, затем — на первый квартал 2020 года, после — на июль 2020 года. Фальстарт атомного проекта в Беларуси грозил серьезными имиджевыми и штрафными издержками для «Росаатома», поэтому российской стороне пришлось по настоянию официального Минска пересмотреть условия кредита.
Распоряжением правительства РФ N1640-р от 19 июня 2020 г период использования государственного экспортного кредита на строительство БелАЭС продлен на два года — до конца 2022 г. Также действующая «смешанная» процентная ставка по кредиту заменяется на фиксированную в размере 3,3% годовых. Кроме того, дата начала погашения основного долга по кредиту переносится с 1 апреля 2021 года на 1 апреля 2023 год.
Очевидно, что осле того, как российская сторона смягчила условия кредита, для запуска первого блока БелАЭС не осталось препятствий.
7 августа 2020 года на первом энергоблоке БелАЭС началась загрузка ядерного топлива. 11 октября была запущена цепная реакция: реактор стал функционировать. 3 ноября первый энергоблок БелАЭС был включен в объединенную энергосистему страны. 7 ноября первый энергоблок Белорусской атомной электростанции вышел на мощность 400 МВт.
Таким образом, реактор первого энергоблока работает на мощности 40%. В соответствии с программами испытаний мощность энергоблока будет поэтапно повышаться до проектной — 1190 МВт (БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков общей мощностью 2,4 тыс. МВт, она сможет производить 18 млрд кВт·ч электроэнергии в год).
Планируется, что первый энергоблок БелАЭС введут в промышленную эксплуатацию в феврале 2021 года, второй — в мае 2022 года. Однако не исключено, что эти сроки могут быть скорректированы.
Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь рассказал в начале ноября в интервью телеканалу СТВ, что по графику планируется ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС в конце февраля 2021 года. «Но это уже освоение стопроцентной мощности и процедурное, как положено по всей нормативно-правовой документации, сдача в промышленную эксплуатацию с проведением комплексных испытаний. Но я бы хотел назвать срок — конец третьего квартала», — отметил Бондарь.
Модно предположить, что возможная отсрочка с полным запуском первого энергоблока БелАЭС связана как раз с отсутствием перспектив сбыта дополнительного объема электроэнергии, который появится в белорусской энергосистеме через считанные месяцы.
Литва заблокировала поставки белорусской электроэнергии в Европу
Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid установил в ноябре 2020 года, то есть с момента начала производства электроэнергии на БелАЭС, нулевую мощность для импорта электроэнергии из Беларуси в рамках реализации Закона о необходимых мерах по защите от угроз со стороны небезопасных атомных электростанций в третьих странах. При нулевой пропускной способности участники рынка электроэнергии не смогут осуществлять коммерческий обмен электроэнергией между Беларусью и Литвой.
До недавнего времени белорусская электроэнергия экспортировалась на расположенную в Литве площадку энергобиржи NordPool, откуда далее могла поступать в страны Балтии, а также в Финляндию, Швецию.
Белорусские власти рассчитывали, что вопреки позиции Литвы бойкотировать поставки белорусской электроэнергии после запуска БелАЭС, страна сохранит возможность продавать ее в Европу через трейдеров или через Латвию. Еще недавно латвийская сторона была не против — Минэкономики Латвии заявляло, что намерение Литвы прекратить закупку электроэнергии в Беларуси создает риски энергодефицита для других стран Балтии, в связи с чем правительство Латвии приняло решение перенести торговлю электроэнергией с третьими странами к границам Латвии.
Однако в августе 2020 г на фоне политического кризиса в Беларуси после президентской кампании Латвия и Эстония, так же как и Литва, солидарно отказались покупать белорусскую электроэнергию после запуска БелАЭС.
Решение латвийского и эстонского правительств об отказе закупать белорусскую электроэнергию после запуска БелАЭС лишает Беларусь возможности вести торговлю электроэнергией в Европу через эти страны.
После долгих переговоров Литве, Латвии и Эстонии удалось выработать общую методику по торговле электроэнергией. В нее, как и просила Литва, включена система гарантирования происхождения электроэнергии, согласно которой поставляемая в страны Балтии электроэнергия не должна производиться в Беларуси. То есть импортируемая на рынок стран Балтии электроэнергия теперь должна иметь доказательства своего происхождения, подтверждающие, что она произведена не в Беларуси.
Новую методику уже согласовали операторы энергопередающих систем стран Балтии, вслед за чем ее уже утвердили национальные регуляторы Эстонии и Латвии.
Россия с экспортом Беларуси не поможет
На литовскую площадку энергобиржи «завязаны» поставки электроэнергии в европейские страны не только из Беларуси, но и из России. Это обусловлено тем, что действующие соглашения Литвы, Латвии и Эстонии позволяют торговать с РФ электроэнергией только через Литву, хотя технически возможны поставки российской электроэнергии и через Латвию, и через Эстонию.
После объявленного странами Балтии эмбарго на покупку белорусской электроэнергии вслед за запуском БелАЭС белорусские власти рассчитывали на помощь России в вопросе сбыта «лишней» электроэнергии.
Премьеры России и Беларуси Михаил Мишустин и Роман Головченко на переговорах в Минске 3 сентября обсуждали в том числе вопросы поставок электроэнергии с БелАЭС. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил журналистам, что премьеры поручили профильным министерствам проработать вопросы, касающиеся работы электроэнергетических систем двух стран. Также было сказано о достигнутой договоренности создать в ближайшее время специальную межведомственную рабочую группу для отработки всех этих вопросов.
Предполагалось, что теперь белорусской стороне придется договариваться о поставках электроэнергии на европейский рынок с единственным потенциальным партнером — российским оператором экспорта-импорта электроэнергии «Интер РАО».
В качестве одного из возможных вариантов сотрудничества в сфере торговли электроэнергией эксперты называли систему взаимозачетов — когда Беларусь будет поставлять свою электроэнергии на российский рынок, а «Интер РАО» на этот объем увеличит экспортные поставки на европейский рынок. Однако вряд ли это будет возможно.
Поскольку Литва 3 ноября прекратила торговлю электроэнергией с Беларусью, поставки российской электроэнергии на энергорынок стран Балтии переносятся с белорусско-литовской границы на российско-латвийскую.
При этом, следует отметить, что поступающая на российско-латвийскую перемычку мощность будет почти в два раза меньше мощности на перемычке Беларусь-Литва. Кроме того, новая методика торговли электроэнергией после запуска БелАЭС, которую разработали страны Балтии, похоже, не только исключает саму возможность оказания посреднических услуг белорусской стороне, но и осложняет экспорт российской электроэнергии на европейский рынок.
СМИ сообщают, что «Интер РАО» уже призвало Литву внести изменения в новую методику прибалтийских государств в сфере торговли электроэнергией с РФ, согласно которой с запуском БелАЭС значительно сократятся объемы энергопоставок.
Министр энергетики России Александр Новак прислал ноту министру энергетики Литвы Жигимантасу Вайчюнасу, в которой призывает не применять дополнительный коэффициент в отношении электроэнергии, поступающей через латвийско-российскую перемычку ЛЭП. Именно этот коэффициент Москва оценивает как основной негативный элемент методики.
РФ также призывает открыть для торговли российско-эстонскую перемычку, которая, согласно новой методике, будет закрыта.
«По нашим оценкам, применение методики имеет дискриминационный характер, ухудшая текущие условия для осуществления торговли в отношении единственного торгового партнера — Российской Федерации, и неизбежно приведет к снижению соответствующих поставок в объеме около 1 млрд кВт·ч в год», — говорится в письме Новака. Кроме того, российский министр заверяет, что «Интер РАО» как экспортер сможет своевременно предоставить гарантии (сертификаты) происхождения электроэнергии, которые бы доказывали, что поступающая в прибалтийские страны электроэнергия произведена в России.
Он также отмечает, что если Литва прекратит торговлю электроэнергией через перемычку ЛЭП с Беларусью мощностью 1,3 ГВт, то поставки российской электроэнергии через латвийско-российскую перемычку сократятся до 900 МВт, а если будет применен дополнительный коэффициент в 0,62, то приблизительно до 600 МВт.
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас в интервью радиостанции Ziniu radijas уже заявил, что страны Балтии не планируют изменений в методике торговли электроэнергией с РФ. «Эта нота (министра энергетики РФ Александра Новака, направленная Вайчюнасу — ред.) означает, что наши действия в регионе по поиску балтийскими странами общих решений для блокады Белорусской АЭС действительно правильные», — сказал министр.
По его словам, страны Балтии не планируют вносить изменений в методику. «Это совместное решение стран понимает и Еврокомиссия», — добавил министр.
Внутренний спрос не поглотит электроэнергию от БелАЭС
Министр энергетики Виктор Каранкевич в эфире телеканала «Беларусь 1» 8 ноября заявил, что «белорусская энергосистема готова и потребности иностранных субъектов хозяйствования обеспечить необходимой электроэнергии по конкурентным ценам». В то же время он подчеркнул, что «атомная электростанция строится для нужд Беларуси». Эта электрическая энергия будет в первую очередь потребляться именно здесь», — сказал он.
Министр заверил, что с вводом БелАЭС переизбытка электроэнергии не будет. По словам Каранкевича, созданы определенные стимулы и к развитию электромобилестроения. Так, очень интенсивно развивается электрозарядная инфраструктура. «Мы уже в 2020 году должны выйти на 400 электрозарядных станций в целом по стране, к концу 2021 года — более 600 электрозарядных станций будут установлены по стране», — рассказал министр. В прошлом году электромобили в целом в стране потребили 2 млн кВт·ч, в 2020 году прогнозируется увеличение до 12 млн кВт·ч.
Но это — мизер, сопоставляя с объемом электроэнергии, которую будет вырабатывать АЭС. Два блока БелАЭС должны быть введены в эксплуатацию в 2023 году. Они будут вырабатывать 18,5 млрд кВт·ч электроэнергии, что составит около 42% от электропотребления Беларуси.
Белорусские власти ожидают, что потребление электроэнергии в Беларуси к 2023 году вырастет до 43,2 млрд кВт·ч. Но эти ожидания вряд ли оправданы.
Потребление электроэнергии в Беларуси в 2019 году увеличилось всего на 0,3% в сравнении с 2018 годом до 37,926 млрд кВт·ч. В 2020 году внутренний спрос на электроэнергию должен вырасти, согласно Концепции развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей на период до 2030 году, на 4,76% по сравнению с 2019 годом до 39,732 млн кВт·ч. Сомнительно, что при нынешних темпах потребление электроэнергии в стране уже через три года вырастет на 3,5 млрд кВт·ч.
По оценкам НАН Беларуси, при сохранении в стране текущих темпов жилья к 2025 году за счет строительства энергодомов можно увеличить потребление электроэнергии в стране на 370 млн кВт·ч. Очевидно, что это крайне мало в сравнении с ожидаемыми «излишками» электроэнергии, которые появятся после запуска БелАЭС.
Ранее вице- премьер Беларуси Владимир Кухарев сообщал, что правительство с учетом скорого ввода в эксплуатацию БелАЭС готовит программу по увеличению потребления в стране электроэнергии, реализация которой позволит увеличить энергопотребление в стране на 2,8 млрд кВт·ч.
Эта программа включает 178 мероприятий по модернизации существующих производств и вводе новых, кроме того, на 20 предприятиях намечено перейти на использование электричества вместо природного газа. Рассматривается также возможность замещения в ЖКХ неэффективных энергоисточников.
Ранее сообщалось, что на ее реализацию этих мероприятий потребуется около USD3,23 млрд включая средства республиканского бюджета в объеме всего лишь USD140,290 млн. Остальное — около USD3 млрд — собственные средства предприятий и заимствованные ресурсы. Однако сегодня очевидно, что реализация многих из намеченных проектов по модернизации предприятий столкнется с нехваткой инвестиций. Эта проблема обострится с учетом возможных международных санкций в отношении Беларуси.
Отметим, что возросший объем производства электроэнергии в Беларуси в 2019 году (40,264 млрд. кВт·ч) объясняется рекордным ростом ее экспорта. Беларусь в 2019 году экспортировала 2,37 млрд кВт·ч электроэнергии — в 2,27 раза больше, чем в 2018 года. При этом впервые в Украину было поставлено более 800 млн кВт·ч, оставшийся объем был продан через литовскую зону энергобиржи Nordpoolspot. Однако 4 ноября на совещании в Минэнерго Украины заявили, что энергетический баланс страны не предусматривает в 2021 году импорта электроэнергии ни из РФ, ни из Беларуси.
Для справки
Беларусь снизила экспорт электроэнергии через литовскую энергобиржу в январе–августе 2020 года в 1,62 раза к уровню января-августа 2019 года до 367 млн кВт·ч. Средняя цена экспортируемой из Беларуси электроэнергии через Литву увеличилась на 1% к уровню января-августа 2019 г до USD52,603 за 1 тыс кВт·ч.