24 августа Лукашенко и Путин договорились, что белорусы в добровольном порядке примут участие в третьем этапе испытаний российской вакцины от коронавируса. Хотя каждая вакцина проходит четыре этапа испытаний. Как сами белорусы относятся к российской вакцине Covid-19?
В совместном проекте ePramova и сайта «Наше мнение» проблему обсуждают журналист Павлюк Быковский и медиаэксперт, исполнительный директор Baltic Internet Policy Iniciative Михаил Дорошевич.
Павлюк Быковский: Одной из новостей последнего времени является то, что в Беларусь попадет российская вакцина от коронавируса. Я знаю, что вы проводили исследования, результаты которого опубликованы на сайте Baltic Internet Policy Iniciative. Можно ли на пальцах объяснить, к каким выводам пришло исследование?
Михаил Дорошевич:Это был небольшой пост в нашем блоге (http://www.infopolicy.biz/?p=14867). Действительно, он касался такой важной темы, как предполагаемые испытания на добровольцах российской вакцины от коронавируса под названием «Спутник V».
Действительно, несмотря на то, что лето задалось новостями про президентскую кампанию, тема коронавирусной пандемии остается очень обсуждаемой в различных социальных медиа. Естественно, новость о том, что 24 августа руководители Российской Федерации и Республики Беларусь в телефонном разговоре договорились о начале тестирования на добровольцах новой российской вакцины «Спутник V», вызвала определенный интерес, и этот интерес по частоте упоминаний достаточно четко фиксируется.
Если рассуждать во временных рамках июля-августа, то тема данной вакцины возникала и в июле, когда сообщалось, что в России готова вакцина. С точки зрения конспирологии весьма любопытно, что буквально за день до объявления о готовности вакцины через агентство Блумберг прошла новость о том, что эту вакцину уже с апреля применяли для вакцинации российской элиты, российских миллиардеров.
П.Б. Когда во всем мире еще даже не приступили к испытанию вакцины на людях, в России, оказывается, уже все было.
М.Д. И в июле эта тема уже вовсю обсуждалась. Конечно, после разговора Лукашенко в Путиным она получила дополнительный импульс для обсуждения. Наиболее обсуждаема она в двух социальных медиа: Facebook и VKontakte, как видно из наших графиков, публикации возникали параллельно, в некоторых случаях сначала реагировал Facebook, затем реагировали в VKontakte.
По результатам телефонного разговора уже 28 августа Министерство здравоохранения Республики Беларусь сообщило, что готовится список центров, в которых будет проводится тестирование вакцины на людях.
П.Б. Насколько я знаю, вакцина не зарегистрирована даже в России.
М.Д. Это обстоятельство как раз и вызывает очень много вопросов: на основании устных телефонных разговоров ведомство, отвечающее за здоровье белорусских граждан, начинает разрабатывать собственные рекомендации, создавая казус и повод для обсуждения.
Левада-центр по заказу «Открытых медиа» проводил в Российской Федерации социологический опрос, который показал достаточно негативную реакцию россиян на эту вакцину, причем чем больше образованы респонденты, тем более негативную реакцию они высказывали. Как стало понятно из открытых вопросов, высказывалось мнение: испытывайте на военных, ищите добровольцев. Естественно, эти мнения нашли отражение в комментариях белорусских интернет-пользователей, которые говорят: мы не хотим быть подопытными крысами, мы знаем из других источников, что непроверенная вакцина может привести к мутации вируса и стать еще опаснее. Всемирная организация здравоохранения, подвергшаяся критике за весеннюю позицию, тем не менее остается самой главной организацией в мире, регулирующую сферу испытания вакцин. Соответственно, не должно быть преимущества у какой-то не до конца готовой вакцины по сравнению с массой других вакцин, уже зарегистрированных ВОЗ, и которые вступили в третью фазу испытаний.
Важно отметить, что российское информационное агентство РИА Новости, опубликовав мнение комментатора, запустило дезинформацию, что США препятствуют распространению российской вакцины. И связывает это с отравлением российского политика Алексея Навального.
П.Б. Очень любопытная история получается. В итоге мы приходим к тому, что у нас можно отключить интернет — люди не будут обсуждать эту тему; с другой стороны, люди могут не испытывать доверия к власти, которая будет проводить испытания вакцины в Беларуси. Все вместе может привести к непредсказуемым последствиям?
М.Д. Проблема, которая появилась весной и на которую исполнительная власть не смогла своевременно отреагировать, — это несовпадение официальной информации с объективной картиной. Получились две разные картины, которые не пересекались. Естественно, все дальнейшие шаги по выходу из кризисной ситуации должны быть публичными, должны иметь несколько возможностей, а граждане должны получить возможность черпать информацию из разных источников. Стоит обратить внимание, что информация про начало тестирования сопровождалась большим количеством публикаций, всевозможного рода информации в региональной прессе государственной формы собственности.
81% комментариев интернет-пользователей, высказавших свое отношение к предстоящим испытаниям, носили негативный оттенок. Еще до начала тестирования и до появления вакцины в Беларуси реакция к ней, скорее, негативная.
П.Б. Для того, чтобы люди могли делать информированный выбор, им нужна информация, чтобы люди могли сделать выбор, им нужно из чего выбирать.