03.09.2020 Александр Лукашенко провел перестановки в силовой верхушке страны: от занимаемой должности освобожден Госсекретарь Совбеза Беларуси Андрей Равков, на его место приходит Председатель КГБ Беларуси Валерий Вакульчик, а спецслужбу в свою очередь возглавит экс-глава КГК Иван Тертель.

Ожидаемо для текущей обстановки звучат мнения, что перестановка стала следствием брожения внутри силовых ведомств вплоть до возможности неких заговоров.

На самом деле, логика в данных кадровых решениях совсем иная.

О Равкове. До своего назначения Госсекретарем Совбеза, А. Равков занимал должность Министра обороны. Его руководство военным ведомством запомнилось разве, что скандалами из-за состояния законности в войсках и странными «суицидами» военнослужащих срочной службы.

Перемещение Равкова в Совбез было его явным понижением в должности. Уже тогда стало понятно, что Совбез для него промежуточная должность перед окончательным выбытием из управленческой верхушки государства. Министр — слишком знаковая фигура, чтобы ее просто сместить в никуда: это было бы свидетельством крайне серьезных проблем в армии, и неспособности А. Равкова решить их. Тем более, что отставки А. Равкова с поста Министра обороны осенью 2017 года требовала общественность, возмущенная «самоубийством» Александр Коржича. В силу личных представлений А. Лукашенко власть не может выглядеть «слабой», т. е. признавать собственные ошибки и идти навстречу требованиям общества.

Собственно, Лукашенко уже заявил о необходимости подыскать Равкову новую должность по способностям, т. к. ни министерскую работу, ни Госсекретариат Совбеза он не потянул. В качестве нового места назначения А. Равкова, беларуский правитель обозначил внешний контур (постсоветские интеграционные структуры или дипломатическую должность, например атташат в Москве или Пекине, либо должность посла в не проблемной стране).

О Тертеле. В течение более 11 лет он занимал должность Зампредседателя КГБ, где курировал вопросы экономической безопасности страны и борьбу с коррупцией. Последнее в наших реалиях имеет результатом не только ситуацию, когда оперативные материалы становятся основанием для возбуждения уголовных дел против чиновников, но накапливание компромата для обеспечения лояльности бюрократии различного уровня.

04.06.2020 И. Тертель был назначен на должность руководителя Комитета госконтроля. Данное назначение можно рассматривать как его «проверку боем». На новой должности у И. Тертеля была возможность проявить и свои управленческие способности в плане готовности самостоятельно руководить разветвленной структурой, и служебное рвение (дело Белгазпромбанка). Судя по его возвращению в КГБ в качестве руководителя спецслужбы, оказанное доверие было оправдано.

Но есть еще один момент. Очевидно, что карательные акции режима 9–12 августа против протестующих и мирного населения были загодя спланированными и непрерывно управляемыми. Приказ на их проведение мог отдать только один человек. Но вот оформить его могли решением Совбеза Беларуси. Куда Председатель КГК входит по должности, а зампредседателя КГБ — нет. В этой связи интерес представляет дата принятия соответствующего решения: можно допустить, что кратковременное назначение И. Тертеля руководителем КГК имело целью в том числе повязать будущего руководителя основной спецслужбы страны юридической ответственностью за произошедшие преступления против человечности. А это в свою очередь означает, что описываемые кадровые перестановки были запланированы еще до выборов и напрямую не связаны с текущим политическим кризисом.

В силу профессионального опыта нового руководителя КГБ, можно ожидать как усиления работы по наполнению государственного бюджета, в том числе посредством «стрижки» капитанов отечественного бизнеса по ранее апробированной схеме «возбуждение уголовного дела — откупные государству — прекращение уголовного дела», так и более активной деятельности по консолидации госаппарата и обеспечению его полной лояльности А. Лукашенко в это непростое время. В ходе президентской кампании этого года последний неоднократно затрагивал вопросы лояльности госаппарата, предлагая недовольным уйти из системы и не мешать ему «спасать» страну.

Но это не значит, что работа по прочим направлениям будет ослаблена. Особенно по части политического сыска, т. н. «защиты конституционного строя».

О Вакульчике. В. Вакульчик — один из наиболее опытных и способных руководителей силового блока страны. Он руководил двумя из трех самостоятельных спецслужб (КГБ и ОАЦ), стоял у истоков создания ОАЦ и Следственного комитета. Имеет имидж способного организатора и антикризисного менеджера в силовой сфере. В. Вакульчик станет первым не-армейским Госсекретарем Совбеза за 12 лет. Также стоит отметить, что в последние годы А. Лукашенко регулярно приводит деятельность КГБ как пример эффективной работы в правоохранительной сфере.

Формально перемещение В. Вакульчика на должность Госсекретаря Совбеза выглядит понижением. Но учитывая опыт предыдущей руководящей работы вполне возможно, что его назначение является признаком предстоящей трансформации Госсекретариата Совета Безопасности.

До недавнего времени Госсекретариат Совбеза являлся непубличным рабочим органом при главе государства и субъектностью в сфере политики страны по вопросам безопасности не обладал. В отличие от родственных структур в соседних странах, которые являются публично-политическими, а не техническими органами госуправления. Приход на должность Госсекретаря Совбеза А. Равкова отмечен его публичной активностью, включая даже наличие страницы в Фейсбуке.

Придание Государственному секретариату Совбеза Беларуси роли самостоятельного центра влияния на политику безопасности страны потребует его реорганизации и перераспределения функций внутри системы центральных органов государственной власти и управления. И тут опыт В. Вакульчика может быть очень полезен.

Другой новацией может стать большее вовлечение Госсекретариата в вопросы внутренней безопасности при том, что традиционно он «специализируется» на внешней безопасности. Лукашенко уже заявил, что одной из важных задач В. Вакульчика станет координация деятельности спецслужб и правоохранительных органов. Т.е. речь идет о новых функциях, под которые может потребоваться реорганизация структуры.

Выводы. С учетом того, что Администрация президента Беларуси возглавляется бывшим Первым заместителем В. Вакульчика по КГБ Игорем Сергеенко, рассматриваемые назначения фактически означают передачу кадровой политики в отношении высших должностей в государственном аппарате в руки руководителей спецслужбы. Таким образом, можно утверждать, что пик аппаратного влияния Натальи Кочановой пройден.

Рассматриваемые перемещения вероятнее всего были запланированы до президентских выборов и будут иметь следствием придание Госсекретариату Совета Безопасности Беларуси функций самостоятельного центра выработки политик в сфере безопасности.

Назначения не свидетельствуют о кризисе управляемости силовым блоком страны.

Вопрос обеспечения лояльности бюрократии рассматривается в качестве актуального.

Быть богатым человеком в Беларуси снова чревато предложением со стороны государства «поделиться» непосильно нажитым сверх установленных уровней налогообложения.