17 апреля президент Лукашенко поздравил президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада и граждан этой страны с национальным праздником — Днем Эвакуации. Примерно с 2015 года, когда в конфликт в Сирии вмешалась Россия, у которой там были и есть свои интересы, Беларусь оказывает поддержку правительству Башара Асада — но только по линии гуманитарной помощи.
В апреле 2015 года наша страна отправила самолетом в Сирию 40 тонн продовольствия, а в феврале 2016 года в лагере для внутренне перемещенных лиц Харджелия в провинции Дамаск открыт спортивно-игровой комплекс, построенный под патронажем белорусского посольства.
В сентябре 2016 года самолет МЧС Беларуси доставил на авиабазу Хмеймим в Латакии на северо-западе Сирии 45 тонн гуманитарного груза: медикаменты, дезинфицирующие средства, продовольствие, детская одежда и обувь белорусского производства, детское питание и одеяла.
В ноябре 2017 года Беларусь доставляет в Сирию очередные 25 тонн «гуманитарки», а именно: детское питание (сухие молочные смеси), тушеную говядину, около 3,5 тысячи наименований одежды и обуви белорусских производителей.
В декабре 2018 года Беларусь отправляет в эту ближневосточную страну еще 50 тонн помощи: продукты питания, одежда, школьные принадлежности и медикаменты, а еще технику и специальное оборудование для восстановления инфраструктуры, в том числе компрессорные установки, дизель-генераторы для разборки завалов, электроинструменты.
Белорусская помощь Сирии не была ограничена только гуманитарными грузами: в мае 2017 года А.Лукашенко подписал распоряжение о выделении средств для организации в Беларуси отдыха сирийских детей. Планировалось, что оздоровление с 14 по 28 августа пройдут 80 ребят из Сирии: половина будут оздоровляться в национальном детскомобразовательно-оздоровительном центре «Зубренок» за счет республиканского бюджета, остальные — отдыхать в детском оздоровительном лагере «Родничок» филиала «Минская городская телефонная сеть» РУП «Белтелеком» за счет средств минского бюджета. В программе отдыха должны были быть оздоровительные и развлекательные мероприятия, экскурсии, призванные познакомить гостей с белорусскими традициями и культурой.
По сообщению пресс-службы главы государства, реализация проекта по оздоровлению сирийских детей в Беларуси стала бы «последовательным продолжением конструктивного развития белорусско-сирийского сотрудничества, а также оказания гуманитарной помощи и будет содействовать формированию дружеских отношений между белорусскими и сирийскими детьми, укреплению позитивного имиджа нашей страны за рубежом».
В итоге 80 детей из Сирии отдохнули в белорусских оздоровительных лагерях в августе 2017 года. Тогда же на встрече с министром социальных вопросов и труда Сирии Римой аль-Кадери Лукашенко предложил разработать программу отдыха, оздоровления и учебы детей из Сирии в Беларуси.
Судя по всему, отдых восьмидесяти детей из Сирии в нашей стране в 2017 году был пилотным гуманитарным проектом, завершившимся успешно. В следующем году успех решили развить: 145 сирийских детей в январе и 300 в мае-июня 2018 года принял уже упомянутый «Зубренок». Летний отдых детей из Сирии был профинансирован из резервного фонда президента РБ. В мае–июне 2019 года планировался отдых в нашей стране уже 500 маленьких жителей Сирии — по крайней мере в марте того года об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» рассказывал чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в Сирии Юрий Слука.
Разумеется, даже такое, казалось бы, значительное количество детей, вывезенных на оздоровление в нашу страну — на самом деле капля в море относительно общего количества детей, так или иначе пострадавших от конфликта в этой ближневосточной стране. Тут главное — дружеский жест со стороны нашей страны по отношению к Сирии, который не остался незамеченным в Дамаске. Так, в июле 2019 года во время встречи А. Лукашенко с министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валидом аль-Муаллемом последний поблагодарил руководство Беларуси за предоставление возможности для отдыха и оздоровления сирийских детей в стране и высказал просьбу продлить эту программу еще на несколько лет. Александр Лукашенко заверил гостя, что вопрос будет проработан.
В новейшей истории уже имел место подобный случай, назывался он «испанские дети». В 1937–1938 годах из охваченной Гражданской войной Испании было эвакуировано более 34 тысяч детей из семей республиканцев (одной из сторон того конфликта, поддерживаемой СССР) с целью спасти их от военных действий. Более 3 тысяч этих детей прибыли в Советский Союз. В отличие от их сверстников, вывезенных в Великобританию, Мексику, на Кубу, во Францию, вывезенные в СССР дети оставались в Союзе достаточно продолжительный период времени. Часть из них возвратилась в Испанию между 1956 и 1959 годами, часть выехала на Кубу, но многие так и остались жить в СССР.
Со времен Крестового похода детей XIII века «детская тема» для общественного сознания является фактически беспроигрышной: она способна обезоружить почти любых критиков, даже если им действительно есть кого и за что критиковать.
Конечно же, Беларусь не является единственной страной, кто оказывает гуманитарную помощь народу Сирии и ее детям. Объективности ради нужно отметить, что уже как несколько лет к ряду в российском детском центре «Артек» каждое лето отдыхает несколько десятков детей из Сирии — в основном это дети сирийских военных, погибших во время сирийского конфликта. Мы же принимаем каждый год по нескольку сотен и готовы принимать до тысячи юных сирийцев каждый год.
В этом контексте будет уместно вспомнить т. н. «изюмные бомбардировки» 1948–1949 годов, когда СССР блокировал сухопутную границу западных секторов Берлина и нашим в недавнем прошлом союзникам по антигитлеровской коалиции удалось в кратчайшие сроки наладить доставку грузов первой необходимости в Берлин с территории своих секторов на «большой земле» (операция также известна как «берлинский воздушный мост»). Бомбардировки стали называться «изюмными» после того, как по собственной инициативе американские экипажи перед посадкой в аэропорту Темпельхоф стали сбрасывать берлинским детям небольшие пакеты со сладостями на самодельных маленьких парашютах. В этих пакетах чаще всего был шоколад и жевательная резинка, а также изюм. Идея доставки сладостей на парашютиках приписывается американскому пилоту Гейлу Хелворсену — именно он первым стал привязывать носовые платки в качестве парашютов к упаковкам шоколадных вафель, которые он получал в посылках из дома, и сбрасывать этот груз перед посадкой в Берлине. Когда о тайных «бомбардировках» узнал командир Хелворсена, к акции вскоре подключились и другие пилоты.
Маршруты берлинского воздушного моста в аэропорт Темпельхоф и построенный во время блокады Берлина аэропорт Тегель пролегали над густонаселенными городскими кварталами Берлина, где в ожидании «изюмных бомбардировщиков» после школы собиралось огромное количество детей.
Пропагандистский итог «изюмных бомбардировок» следующий. Американцы, британцы и французы стали еще больше выглядеть как спасители жителей Западного Берлина, не позволившие им умереть от голода. Немецкая сторона доброе помнит долго: на торжественном открытии зимней Олимпиады-2002 в его родном Солт-Лейк-Сити Гейл Хелворсен по предложению команды Германии нес табличку с надписью «Германия».
Но вернемся к сирийским детям. Белорусская помощь Сирии, причем в объемах, позволяющих не раздражать собственных граждан (в отличие от ситуации, если бы объемы белорусской помощи были значительными) — это вместе со всеми репутационными приобретениями для нашей страны — еще и выгодная инвестиция. Некоторые, помимо дивиденды от своей гуманитарной деятельности Беларусь сможет получать уже в ближайшие годы. В июле 2019 в ходе упомянутой выше встречи Президента Лукашенко и министра иностранных дел Сирии Валида аль-Муаллема, последний заверил главу белорусского государства, что «мы действительно рассчитываем на то, что Беларусь будет участвовать в процессе восстановления Сирии, и предоставим приоритет всем белорусским компаниям, которые желают в этом участвовать».
Приглашение нескольких сотен сирийских детей на отдых в Беларусь сейчас — это инвестиции в будущие бизнес-отношения между нашими странами. И если эти инвестиции лет через 10-15 окупятся — будет замечательно. Главное, чтобы не получилось, как с прежними инвестициями белорусских властей в плодотворное сотрудничество с «устойчивыми и эффективными» режимами в Ираке и Венесуэле.