В этом году Католическая церковь празднует Пасху 12 апреля. В октябре 2019 года в интервью пяти негосударственным СМИ министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей сказал, что «вопрос (визита Папы Римского в нашу страну) остается на повестке наших отношений с Ватиканом. Ситуация не меняется, но я думаю, рано или поздно такой визит мог бы быть совершен». Насколько вероятен визит Папы в нашу страну в обозримом будущем?
В современном мире т. н. папские визиты, хотя и являются религиозным событием, нередко имеют и политическое значение: достаточно вспомнить апостольский визит «самого путешествующего Папы за всю историю папства» Иоанна Павла II на Кубу в 1998 году, во время встречи с которым кубинский лидер Фидель Кастро (неслыханное дело!) даже сменил традиционный военный френч на цивильный костюм.
От организации апостольского визита выигрывают обе стороны: как власти страны, организовавшей приезд понтифика, так и Святой престол, также получающий определенные выгоды от подобных визитов.
Кроме того, первый визит Папы в страну, до этого никогда не бывавшую почтенной вниманием им либо кем-либо из его предшественников, всегда становится историческим. Например, таким стал визит Папы Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. А для простых верующих приезд главы римско-католической церкви вообще становится эпохальным, что произошло в сентябре 2018, когда Папа Франциск посетил столицу Литвы в рамках своего турне по странам Балтии.
В Беларуси, по разным оценкам, к католикам себя причисляют от 1 до 1,4 млн человек, и официальный Минск давно ждет приезда понтифика в нашу страну. Более того, во время своего второго визита в Ватикан в мае 2016 г. президент А. Лукашенко предложил папе римскому Франциску встретиться с патриархом Кириллом на белорусской территории (правда, незадолго до этого, в феврале 2016 года, глава Святого Престола уже встречался с предстоятелем РПЦ на Кубе).
1 февраля 2018 г. папа Франциск принял в Апостольском дворце, своей официальной резиденции, делегацию белорусских католических епископов, прибывших в Ватикан с традиционным недельным визитом. На встрече понтифик дипломатично сообщил, что в 2018 г. его визит в Беларусь невозможен, поскольку годовой график визитов уже расписан. По итогам встречи архиепископ Тадеуш Кондрусевич в интервью белорусской редакции «радио Ватикана» сказал дословно, что папа Франциск «очень и очень хотел бы приехать».
В соответствии с негласным правилом, которого придерживается Святой Престол, визит папы римского в страну, где большинство представлено некатолическим населением, возможен лишь с согласия руководства наиболее распространенной в стране церкви. В нашем случае это означает, что для визита в Беларусь понтифику необходимо принципиальное согласие патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поскольку Русская православная церковь считает Беларусь своей канонической территорией, а большинство верующих граждан — православные.
Вместе с тем, тот же Папа Франциск посещал с апостольскими визитами страны, в которых мало того, что отсутствует католическое большинство, так еще и население в большинстве своем причисляет себя к православию: это были Грузия, Болгария, Румыния, Северная Македония. В нашей же стране католичество — вторая по значению конфессия. Тогда в чем проблема?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные вехи взаимоотношений нынешней белорусской власти и католической церкви.
В октябре 2004 г. А. Лукашенко, еще недавно назвавший себя «православным атеистом» и демонстративно проявлявший расположение к Православной церкви, вдруг лично приезжает поздравить кардинала Казимира Свентека с 90-летием, а заодно и проводит встречу с католическими епископами. Примерно тогда же руководителем страны было сказано, что «государство будет обязательно поддерживать Католическую церковь, потому что это вторая по величине конфессия в Беларуси, во многом определяющая ситуацию в государстве».
Со стороны Католической церкви динамики в отношениях с белорусским государством добавило назначение на Минскую кафедру по церковным меркам достаточно молодого и инициативного архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Результатом подобной оттепели стал в июне 2008 года визит в нашу страну второго после Папы католического иерарха — госсекретаря Ватикана Торчизио Бертоне, который многие наблюдатели расценили как подготовку к визиту в Беларусь самого Папы, тогда еще Бенедикта XVI. В ходе того визита состоялись встречи с президентом Лукашенко и другими представителями белорусских властей и в итоге от властей было получено добро на строительстве в Минске новых костелов и некоторых других объектов, в которых давно нуждалась Католическая церковь.
Примерно в то же время некоторые отечественные чиновники от религии заговорили о возможности заключения конкордата — то есть особого соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом, способного открыть новые возможности для Католической церкви в нашей стране. Похожее соглашение правительства с Белорусским экзархатом РПЦ было подписано в 2003 году и носит сугубо внутренний характер, когда как предполагаемый конкордат с Ватиканом будет уже иметь уровень межгосударственного договора, подписывать который должен глава государства Ватикан, а значит сам Папа Римский.
Если принимать во внимание уровень и тему тех переговоров, то визит Папы Римского в Беларусь в то время виделся реальным уже в самой ближайшей перспективе и поначалу казалось, что к этому все и идет. В апреле 2009 г. А. Лукашенко вместе с младшим сыном Николаем посещает с частным визитом Ватикан и встречается с Папой Римским Бенедиктом XVI. От Лукашенко-младшего глава римской католической церкви получил в подарок букварь на русском языке, а от Лукашенко-старшего — предложение не только посетить Беларусь, но также провести в Беларуси первую встречу Папы Римского и патриарха Русской православной церкви.
Вероятно, подлинной причиной подобного резкого потепления со стороны официального Минска в отношении Католической церкви явилось сложное внешнеполитическое положение, в котором оказался белорусский режим в конце 1990-х годов: ведь именно тогда со стороны ЕС в отношении ряда высокопоставленных чиновников РБ, в том числе и главы государства, были введены известные экономические и визовые санкции из-за нарушения прав человека и демократических свобод в нашей стране.
Для Республики Беларусь тогда почти все двери на Запад оказались закрыты. Но для белорусского руководства наличие более миллиона «своих» католиков и близость Католической церкви к западному миру сыграли только на руку, тем более конкретно Ватикан не вводил никаких санкций против нашей страны. Кроме того, Папский Престол — это не просто одно из европейских государств, но еще и высокий моральный авторитет для множества верующих Европы и всего мира. При правильно выстроенных отношениях со Святым Престолом Минск смог бы получить очень сильного лоббиста для своих политических и, что еще важнее, экономических интересов: есть даже такое выражение, что «Ватикан способен дозвониться куда угодно и кому угодно — его всегда выслушают и, более того, услышат».
По этой причине перспектива конкордата и визита Папы в Беларусь однозначно способствовали бы смягчению (возможно, даже отмене) санкций со стороны ЕС и США в отношении нашей страны. Затем случилось так, что необходимость в подобном маневре отпала сама собой, хотя сама идея сделать белорусскую землю местом встречи глав РПЦ и Святого Престола пригодилась позже, пусть и в несколько ином виде. В 2014 году во время вооруженного конфликта на востоке Украины Минск предложил выступить в качестве третейского судьи, предоставив площадку для встречи и переговоров сторон, вовлеченных в конфликт. За свои миротворческие услуги Минск и был вознагражден почти полным снятием санкций, после чего вопрос конкордата и визита Папы Римского в Беларусь перестал быть актуальным и, вероятно, был оставлен «про запас».
Тем не менее динамика контактов Минска и Ватикана остается положительной. Так, в 2015 г. в Беларусь снова приезжал уже новый Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин, а 21 мая 2016 г. А. Лукашенко вновь посетил Ватикан и встретился уже с нынешним Папой Франциском, которому подарил копию креста Евфросинии Полоцкой — нашей национальной святыни. При встрече снова прозвучало приглашение посетить Беларусь, после чего в конце мая того же года глава МИД РБ Владимир Макей заявил журналистам, что в Беларуси ведется подготовка визита Папы Франциска. Свое приглашение президент Лукашенко повторил на встрече с участниками пленарного заседания Совета епископских конференций Европы 28 сентября 2017 года в Минске.
Четырьмя месяцами ранее, в мае 2017 г. руководитель внешнеполитического ведомства РБ Владимир Макей провел встречу с Апостольским Нунцием в Республике Беларусь Габором Пинтером, в ходе которой стороны обсудили актуальные вопросы и основные направления белорусско-ватиканского взаимодействия, в том числе в контексте 25-летия со дня установления дипломатических отношений между Беларусью и Святым Престолом.
10 января нынешнего года Макей и Пинтер встретились снова, но уже в связи с завершением дипломатической миссии последнего в нашей стране. В тот же день Чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и Святом Престоле по совместительству Сергей Алейник принял участие в ежегодной новогодней аудиенции Папы Франциска для дипломатического корпуса, аккредитованного при Святом Престоле, в ходе которой провел краткую беседу с понтификом и передал ему поздравления с рождественскими и новогодними праздниками от белорусского руководства.
Вроде бы Минск и Ватикан довольно близко контактируют, обе стороны говорят о возможном визите Папы в нашу страну, белорусской стороной озвучиваются приглашения, но дело не движется. Почему?
Как уже говорилось выше, в качестве основного препятствия называется Православная церковь и негласное правило Католической церкви, согласно которому приезд Папы в страну с католическим меньшинством возможен только при условии согласия на него руководства преобладающей конфессии. Это подтверждают и представители Православной церкви, при этом всегда подчеркивая, что необходимо согласие именно патриарха РПЦ Кирилла, а не только лишь главы БПЦ митрополита Павла.
И тут оказываются затронуты очень тонкие материи, связанные не столько с религией, сколько уже со сферой политики. Безусловно, визит Папы укрепил бы позиции Католической церкви в нашей стране, что ни в коем случае не может быть одобрено РПЦ — прямым конкурентом Католической церкви на нашем достаточно конкурентном религиозном поле. Кроме этого, визит Папы в Беларусь стал бы для российского руководства крайне нежелательным событием, демонстрирующем возможные проевропейские позиции Беларуси и быть может даже планы нашей страны по «уходу» на Запад или, как минимум, планов по снижению экономической зависимости от восточного соседа. Для России это явно больной вопрос, доходящий иногда до смешного: достаточно вспомнить недавние косметические изменения дизайна государственного герба Республики Беларусь, которые некоторые горячие головы на востоке уже успели обозвать «иллюстрацией по развороту Беларуси от России в сторону Запада».
Но неужели никак нельзя обойтись без согласования с РПЦ? Есть основания полагать, что можно, ибо некоторые обстоятельства визита Папы Римского в Болгарию в мае 2019 г. позволяют сделать такой вывод. Если верить заявлениям официальных лиц Болгарской православной церкви, то с ней визит Папы никто не согласовывал: в специальном обращении Синода Болгарской православной церкви говорилось, что «приглашение исходит от государственных властей». Если Ватикан решил отойти от своих же неписаных правил, то в этом случае визит Папы в нашу страну имеет хорошие шансы для того, чтобы состояться без согласования с РПЦ.
В 2014–2015 годах главе Беларуси, судя по всему, явно пришлась по душе роль «миротворца», находящемуся как бы над схваткой. Он явно хотел бы развить свой успех — это важно для него не только в плане личной самооценки и положительного имидже в мире, но также и в контексте застарелой проблемы балансирования между Москвой и Западом. И тут на помощь, в числе прочего, как и в 2009 году, может снова прийти т. н. Католический вектор.
Некоторые наблюдатели высказывают мнения, что в вопросе визита Папы в нашу страну решающее слово останется за белорусским лидером. Также по их мнению, не исключено, что он не столько хочет, чтобы Папа действительно посетил Беларусь, сколько больше говорит, что хочет, лишний раз «пугая» этим Москву, способную делать поспешные выводы о возможной смене внешнеполитического вектора своего самого близкого партнера.
Конечно же, в будущем визите Папы для белорусского режима заключены определенные риски, связанные, в первую очередь, с возможным усилением в обществе проевропейских настроений из-за приезда главы римской католической церкви в нашу страну. Весьма вероятно, что реализация проекта «визит Папы в Беларусь» возможна только при наличии гораздо более выгодных для официального Минска компенсирующих факторов: иными словами, власть готова пойти на укрепление в обществе проевропейских настроений при одновременном уменьшении пророссийских, которые на рубеже конца 1990-х — начале 2000-х сама же белорусская власть и вскормила.
Возобновившиеся 2019 г. со стороны Москвы призывы к «углубленной интеграции» отчасти вновь вынесли на повестку дня для президента Лукашенко вопрос личного сохранения в качестве руководителя самостоятельной страны. В этих условиях визит Папы в Беларусь только укрепит позиции Беларуси как независимого государства.
Но вернемся, как говорится, с небес на землю. В ситуации пандемии коронавирусной инфекции ни о каких визитах Папы куда-либо в ближайшее время речь не идет. Тем не менее, на основании вышеописанного приезд Папы в Беларусь может произойти уже в ближайшие несколько лет. Правда, нельзя и исключать, что за эти же несколько лет во главе римской католической церкви встанет новый Папа — это может произойти по естественным причинам либо в следствии добровольной отставки действующего Папы (как это случилось в 2013 г. с Папой Бенедиктом XVI). В этом случае апостольский визит просто будет перенесен на более поздний срок, но не отменен: переговоры о возможном визите Папы, несмотря на личное знакомство президента Лукашенко и Папы Франциска, ведутся все же между Республикой Беларусь и Святым Престолом. Нашим соотечественникам-католикам, судя по всему, будет не столь важно, какое именно имя будет носить глава римской католической церкви, впервые в истории посетивший белорусскую землю.