Не хочу умалять сверхчеловеческих усилий медсестер, врачей и медицинских работников во всем мире, но иногда, как бы сильно ни старался человек, как бы самоотверженно ни жертвовал собой, у него нет никаких шансов против более могущественного врага. Таким врагом оказался новый коронавирус — КОВИД-19. Если бы не технологии, битва с ней была бы уже проиграна.
Точнее, математика и технология. Я говорю о математике, потому что понимание такой фундаментальной концепции, как «экспоненциальный рост», оказалось решающим для лобовой атаки врага.
Успешное сдерживание эпидемии в Китае, Южной Корее и Японии было приписано сильным правительствам и культурам, которые ставят благо общества выше личных удобств. Добавлю, что эти страны также отличаются высокой математической грамотностью своих студентов. В рейтинге PISA 2019, составленном ОЭСР, Китай занимает первое место в области математике с результатом 591 балл из 600 возможных, Япония занимает 6-е место, а Южная Корея-7-е. Напротив, Италия находится на 31-м месте, Испания-на 34-м, а Соединенные Штаты-на 37-м.
Оценки PISA могут иметь свои недостатки, но они дают приблизительное представление о математической грамотности среднестатистического гражданина в странах, которые принимают участие в рейтинге. И тот факт, что страны с самыми высокими рейтингами, похоже, приняли наиболее эффективные стратегии сдерживания, служит напоминанием о том, что в конечном счете причина, по которой мы хотим улучшить обучение математике и логике, заключается не в том, чтобы получить более прибыльные рабочие места, а в том, чтобы принимать лучшие решения относительно нашей жизни.
Технология была истинным чемпионом в борьбе с распространением COVID-19. Здесь я не имею в виду реанимацию и респираторы, без которых у тяжелобольных пациентов не было бы ни единого шанса. Я имею в виду новые технологии, основанные на данных, которые позволили ответственным правительствам отслеживать инфицированных, связываться с ними и помещать их в карантин на ранней стадии. В последние годы эти технологии стали объектом серьезной критики. Теперь, когда они помогают нам спасать жизни, они заслуживают похвалы.
Достижения Южной Кореи действительно впечатляют. По состоянию на 17 марта в стране было зарегистрировано 8320 случаев заболевания и 81 смертельный исход, несмотря на плохое раннее начало. Сравните это с Италией, которая сообщает о 27980 случаях заболевания и 2158 смертях.
Вклад технологий в борьбу с пандемией выходит за рамки отслеживания и карантина. По мере того как США и страны Европы приближаются к почти полной изоляции, что может иметь катастрофические последствия для мировой экономики, технологии дают проблеск надежды.
Многие фирмы, особенно в сфере технологий, закрыли свои офисы, обязали сотрудников работать дистанционно и предоставили им компьютерную и видео-технику для удаленной работы. Это не только удерживает важную часть экономики на плаву, но и имеет непреднамеренные позитивные последствия. Нету, к примеру, перегруженности транспорта. Часы, ранее потерянные в пробках, теперь можно посвятить работе и семье. Корпоративные поездки исчезают, а видеоконференции — это новая норма, связанная с необходимостью сокращения уровня загрязнения воздуха самолетами и экономии времени.
Таким же образом преподаватели почти на всех уровнях пытаются найти онлайн-альтернативы обучению в классе. В то время как в прежние времена закрытие школ означало бы потерю учебного времени, технология позволяет учащимся продолжать обучение. И нынешний кризис будет продвигать этот процесс вперед, поскольку к относительно скромной группе ранних последователей в создании онлайн-курсов присоединяются целые университеты, которые были вынуждены перейти в интернет.
Очевидно, что существуют проблемы с адаптацией учебной программы, предназначенной для частного обучения, к сетевым условиям. Но когда экспериментируют целые факультеты, мы обязательно увидим инновации и быстрое повышение эффективности дистанционного обучения. Как только студенты, наконец, вернутся в класс, мы должны продолжать использовать эти инновации, причем не только в развитых странах, где нас вынудила необходимость, но и в развивающихся странах, жаждущих экономически эффективного образования.
В секторе розничной торговли цифровые платформы могут восполнить провал, когда полки супермаркетов пусты или самокарантин делает невозможным личный шопинг. А потоковая передача фильмов и музыки, видеочаты и социальные сети предложили способы уменьшить изоляцию, оставаться на связи и сохранить психическое здоровье оказавшихся в изоляции людей.
Таким образом, различными путями пандемия ускоряет существующие технологические тенденции и выявляет важные преимущества, которые мы должны принять как сейчас, так и после того, как кризис утихнет. Но когда «нормальность» вернется, мы также, вероятно, снова столкнемся с некоторыми трудными вопросами о технологических инновациях.
Кризис COVID-19 возродил напряженность между приватностью и эффективным таргетингом. В последние годы мы часто сталкиваемся с этой дискуссией в отношении крупных технологических платформ, использующих детализированную информацию о пользователях для доставки микро-таргетированных новостей и рекламы. Но те же самые технологии были использованы для выявления тех, кто был заражен коронавирусом или наиболее уязвим в этом отношении.
Конечно, напряженность между частной жизнью и результатами здоровья не нова: желание защитить индивидуальные истории болезни мешает медицинским исследователям и клиницистам добывать полный набор медицинских данных для достижения лучших результатов. COVID-19 напоминает нам о том, что мы можем тщательно обдумать относительные преимущества совместного использования данных, поскольку они иногда могут доминировать над ценностью сохранения конфиденциальности.
При отсутствии вмешательства технологические тенденции неизбежно порождают победителей и проигравших. Магазины, которые уже теряли долю рынка из-за цифровых платформ, скорее всего, будут уничтожены там, где действует самокарантин и обязательные блокировки. И хотя увеличение удельного веса дистанционной работы, сокращение числа деловых поездок и дистанционное обучение повысят производительность труда для одних, они значительно подрывают жизнедеятельность других, и этот процесс ускорится в ближайшие несколько месяцев.
Таким образом, более чем когда-либо необходимо будет оказывать поддержку и помощь в адаптации отдельным лицам, фирмам или целым сообществам, пострадавшим от кризиса. Но мы должны сопротивляться желанию возобновить наше безжалостной, хотя и модной, технологическое самобичевание. Если и есть что-то хорошее в нынешнем кризисе, так это осознание того, что знание — в данном случае прежде всего математика, наука и техника, — наше лучшее оружие.
Источник: Project-syndicate
Перевод: Наше мнение