Минск и Москва вряд ли будут подписывать газовый контракт на 2020 год «под новогодней елкой», как это нередко случалось в недавней истории ближайших союзников. По крайней мере, после сочинской встречи президентов посол Беларуси в России 7 декабря Владимир Семашко обнадежил, что вопрос по цене российского газа для Беларуси должен быть решен в ближайшие две недели. Теперь осталось узнать главное: какой будет цена на 2020 год и на последующие годы.
Чиновники не договорились, а президенты «определили направления»
Напомним, Минск в 2015–2016 годах в неистовом торге с Москвой за более низкую цену на газ провел несколько раундов. Но опять этот вопрос был вынесен на уровень президентов, ибо чиновники и премьеры оказались бессильны найти компромиссное решение. Президенты нашли его только в апреле 2017 года, когда для Беларуси зафиксировали цену на 2018 год в USD129, а на 2019 год — USD127 за тыс. куб. м.
При этом белорусские чиновники практически сразу же приступили к переговорам по условиям поставки газа в Беларусь после того, как это временное соглашение прекратит свое действие. Стороны должны были до 1 января 2018 года выработать общие подходы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС, а затем на их основе — до 1 июля 2019 года — договориться о цене на газ для Беларусь на 2020–2024 годы.
В Минске рассчитывали, что этот документ будет включать формулу определения цены на газ для Беларуси, которая позволит к 2025 году — к предполагаемому сроку создания общего рынка газа в ЕАЭС — сблизить цену на импортируемый газ с ценой для потребителей Смоленской области РФ. Сейчас эта цена отличается примерно в 2 раза. Минск хочет получить цену на газ «на уровне близлежащей Смоленской области плюс транспортировка».
Однако договориться с РФ не удалось. Известно, что в последнее время все запросы белорусской стороны по поставкам российского газа и нефти Москва увязала с подписанием интеграционных карт. До встречи А. Лукашенко и В. Путина в Сочи Минск и Москва согласовали 21 интеграционную дорожную карту. После встречи остались несогласованными еще 8 из 31 карт. В числе несогласованных остались документы по самым сложным вопросам включая поставки нефти и газа.
«К сожалению, мы опять подошли к концу года. Но я убежден, что на предстоящей неделе мы этот вопрос попытаемся решить с Алексеем Миллером и министерством энергетики РФ, а возможно и с участием Дмитрия Козака», — заявил В. Семашко госагентству Белта. (Очередная встреча А. Лукашенко и В. Путина намечена на 20 декабря в Санкт-Петербурге.).
Газовые бонусы подстегнут интеграционный энтузиазм?
Однако, пока Минск и Москва договариваются о цене на газ для Беларуси только на 2020 год. «Что касается газа, мы обменялись позициями, они зачастую не совпадали, но в конце концов президенты определили направления. Мы ставим вопрос о том, какая будет цена газа на 2020 год», — рассказал В. Семашко.
Что же касается условий поставок российского газа в Беларусь на более отдаленную перспективу, то они пока неизвестны. Тем не менее, Москва показала союзнику желанную «морковку». Ее позиция: Минск может получить снижение цен на газ в том случае, если согласует все интеграционные дорожные карты. Похоже, что на волне ожидаемых энергетических бонусов белорусская сторона не прочь «ускориться» в этом направлении.
В. Семашко заявил, что если интеграционные карты вступят в силу с 1 января 2021 года, то вопрос о цене поставок газа в Беларусь будет снят полностью. Это, видимо, надо понимать так: Беларусь рассчитывает получить равные цены на газ с российскими уже с 1 января 2021 года.
Ну, а поскольку это может случиться только через год, то, как заявил В. Семашко, белорусская сторона настаивает на том, «что и в 2020 году цена на газ должна снижаться, — чтобы создать базу для формирования единого экономического пространства». «Поэтому мы ставим вопрос, чтобы постепенно к 1 января 2021 года прийти к такой же цене, как на границе (на уровне Смоленской области — прим. ред.). А для того чтобы была убежденность, что это будет так с 1 января 2021 года, мы ставим вопрос о том, что давайте уже двигаться и в 2020 году, хотя бы половину этого пути пройдем», — подчеркнул В. Семашко.
То есть, если конкретизировать высказывание белорусского дипломата, Минск рассчитывает на снижение цены на газ в будущем году как минимум на USD30 за тыс. куб м. (Отметим, что правительство Беларуси заложило цену на российский газ в бюджете на 2020 год на уровне 2019 года).
Получится ли добиться такого снижения — большой вопрос. Минэкономразвития РФ ранее прогнозировало, что стоимость поставки российского газа в Беларусь в 2018–2021 годах составит USD132,2 за тыс. куб. м, а с 2022 года цена газа для Беларуси может снизиться до USD126,4, в 2023 году — до USD125,1 и в 2024 году — до USD122,2.
Однако понятно, что окончательное решение по этому вопросу в Москве будут принимать не отраслевое министерство и не «Газпром», который, кстати, недавно пожаловался на то, что доходов компании и от экспорта больше не хватает для субсидирования российского рынка газа.
Заместитель начальника департамента «Газпрома» Виктор Яценко заявил на форуме «Газ России 2019» в начале декабря, что с 2014 по 2019 год цены на газ в РФ выросли на 20%, при этом инфляция выросла на 57%, а налог на добычу для компании вырос на 60%. «Как вам экономика процесса, которая складывается? Уже не говорю, что с 2015 года не поднимались тарифы на транспортировку газа», — добавил он.
Комментируя перспективы разрешения проблем российского рынка газа в преддверии запуска с 2025 года единого рынка Евразийского экономического союза, В. Яценко признал: «Есть такое ощущение, что все проблемы, которые у нас сидят внутри, мы в том или ином виде перенесем в общий рынок газа».
«Поможет» ли Украина?
Получит ли Минск желанную скидку к цене газ уже в следующем году, пока неясно. Есть несколько вероятных сценариев дальнейшего развития ситуации.
Первый и наиболее реальный: цена на газ для Беларуси в 2020 году будет в очередной раз зафиксирована на год на уровне 2019 года, чтобы избежать длительных переговоров и согласования новой формулы цены. Возможно, цена будет зафиксирована на полгода, чтобы потом договариваться более предметно.
Теоретически есть вероятность того, что стороны вернутся к старому соглашению определения цены на газ для Беларуси. Согласно ему, цена будет определяться по формуле, в которой учитываются: цена газа в Ямало-Ненецком автономном округе, стоимость транспортировки и хранения газа, курс доллара к рублю и поправочный коэффициент, учитывающий долларовую инфляцию. В этом случае цена на газ для Беларуси была бы сравнимой с ценой в 2019 году.
Однако не исключено, что теперь Москва может «простимулировать» интеграционный настрой союзника, символически снизив для него цену на газ на следующий год. Тем более, что на финише года у Москвы, похоже, появился шанс разрешить проблему с транзитом российского газа через Украину после завершения договора о транзите газа, который истекает 31 декабря 2019 года. Эксперты ранее утверждали, что Москве на фоне проблемных газовых отношений с Украиной будет не до минских предложений о пересмотре цены на газ.
В Париже 9 декабря в рамках саммита в «нормандском формате» прошла встреча президента Украины Владимира Зеленского и президента РФ Владимира Путина. По итогам первых двусторонних переговоров стороны договорились о продлении договора о транзите российского газа через Украину, который, по словам украинского президента, будет подписан более чем на один год.