Еженедельная общественно-политическая газета «СНплюс» 8 октября 2019 года в № 38 (837) опубликовала статью руководителя проекта Balarus Security BlogАндрея Поротникова под названием «Польша качает военные мускулы». В ней автор отмечает серьёзное возрастание военного потенциала Польши в связи с польско-американским военно-техническим сотрудничеством, в частности, с планируемой закупкой 32 американских истребителей пятого поколения F-35.

При этом Поротников утверждает: «Российская пропаганда распространяет информацию о проблемах с реализацией программыF-35. При этом акценты расставляются ложно: основные усилия направлены на дискредитацию самого самолёта. Между тем платформаF-35 является передовой и предоставляет своим обладателям широкие, часто ранее недоступные возможности по ведению войны в воздухе. Машина уже продемонстрировала на практике устойчивость к российским средствам РЭБ и малозаметность для российских же РЛС».

Кроме того, сообщается следующее: «в проектеF-35 уже сделан следующий шаг.LockheedMartin предлагает многоцелевой стелс-БПЛА, предназначенный для работы в паре с F-35… Моделирование боевого применения парыF-35+БПЛА показало рост эффективности в 5-6 раз в сравнении с современными самолётами».

Зададимся вопросом, соответствует ли реальности приведённая А. Поротниковым информация?

Многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 Lightning (F-35 «Молния»), разработанный американской фирмой «Локхид-Мартин» (Lockheed Martin), по заявленным при его разработке ТТХ, действительно является лучшим в мире. Однако с реализацией проекта F-35 [вопреки заявлению Поротникова о «российской пропаганде, направленной на дискредитацию самого самолёта»], на самом деле, возникли проблемы даже по информации западных источников, свидетельствующей о том, что до настоящего времени этот самолёт не достиг технических параметров и уровня эффективности, предполагаемых (планируемых) на этапе его конструирования.

В частности, 9 августа 2016 года секретариатом обороны США был опубликован внутренний меморандум, посвящённый рискам достижения полной боевой готовности программы JSF, в котором был перечислен целый комплекс критических проблем, связанных с боевым применением F-35.

В декабре 2016 года избранный президент США Дональд Трамп заявил о недопустимой дороговизне самолёта, отметив, что стоимость программы F-35 «вышла из-под контроля».

В первой половине 2017 года независимая израильская пресса высказала озабоченность высокой стоимостью программы F-35. Среди основных проблем было указано на ошибки в программном обеспечении электроники и систем вооружения (на 2017 г. ни один самолёт не может использовать пушку в бою, максимум двумя ракетами воздух-воздух может оперировать программное обеспечение), опасность задействования системы катапультирования, неудобство использования нашлемного оснащения, которое обладает такими габаритами, что затрудняет пилотам даже поворот головы в кабине. Цитируя подробный отчёт директора отдела проверки и тестирования Пентагона (DOT& E) доктора М. Гилмора, было указано на наличие 91 дефекта (только по категориям 1 и 2). Приводятся данные, что самолёт станет полностью функционален не ранее 2021 года.

По состоянию на 2018 год, согласно докладу Пентагона, в общей сложности не устранены порядка тысячи различных дефектов. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжёлой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем).

В январе 2019 года «Блумберг» опубликовал доклад Пентагона, в котором приведены факты о выявленных критических проблемах с надёжностью и долговечностью самолёта, точностью его оружия, программным обеспечением. Многие из самолётов подлежат списанию из-за усталостных разрушений планера, наступивших примерно в 4 раза раньше срока, а высокотехнологичное покрытие, благодаря которому новые истребители оказываются невидимы для радаров противника, изнашивается быстрее, чем ожидалось (исчезновение стелс-покрытия в боевой обстановке ранее также регистрировалось).

Наибольшее недоверие и разочарование из всех союзников по НАТО новейший самолёт вызвал у Австралии. По мнению австралийского аналитического центра AirPowerAustralia, F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и маневренности. Член австралийского парламента и военный эксперт Деннис Дженсен высказал мнение, что F-35 не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО. Он также добавил, что США, предлагая своим давним стратегическим партнёрам истребитель F-35 Lightning вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер.

Кроме того, недавно на вооружение ВВС России принят новейший самолёт СУ-35, который относится к поколению 4++, обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения и способен дать отпор американскому F-35.

Но даже при допущении ограниченной способности российских ВВС в настоящее время эффективно противодействовать американскому F-35, эту проблему сполна компенсируют наземные средства ПВО России и Беларуси.

Во-первых, как в России, так и в Беларуси созданы, поставлены в войска и в 2012–2014 годах заступили на боевое дежурство современные РЛС метрового диапазона, способные осуществлять эффективное обнаружение и сопровождение любых воздушных целей, в том числе малозаметных (с использованием технологий «СТЕЛС») и малоразмерных (таких как БПЛА, с низкой ЭПР).

Во-вторых, на вооружении находятся новейшие отечественные средства РЭБ, позволяющие создавать помехи и осуществлять надёжное подавление бортовой аппаратуры (в первую очередь РЛС) самолётов противника во всех диапазонах используемых частот.

В-третьих, в арсенале нашего вооружения имеется эффективная боевая техника для борьбы с БПЛА, включая т. н. «интеллектуальные средства РЭБ», создающие, в отличие от обычных [производящих подавление и срыв навигации, что приводит к отклонению от маршрута и крушению БПЛА], «интеллектуальную помеху», с помощью которой происходит перехват на себя управления с последующей посадкой БПЛА в заданном районе и его захватом.

В-четвёртых, находящийся на вооружении войск ПВО Беларуси и России ЗРК С-400, созданный в результате глубокой модернизации ЗРК С-300 в конце 1990-х — начале 2000-х годов, способен обнаруживать и уничтожать все современные и перспективные средства воздушно-космического нападения, в том числе и F-35. Для расширения боевых возможностей в состав ЗРК С-400 входят дополнительные РЛС обнаружения низколетящих и стелс-целей. По своим ТТХ и эффективности боевого применения ЗРК С-400 значительно превосходит американский ЗРК «Пэтриот» (Patriot), в связи с чем он пользуется приоритетным спросом на мировом рынке вооружений и военной техники. Об этом, в частности, убедительно свидетельствует факт закупки Турцией (которая является членом НАТО) в 2019 году ЗРК С-400, несмотря на беспрецедентное давление со стороны США, упорно не желавших допустить эту сделку.

Таким образом, рассуждения А. Поротникова о существенном возрастании военной мощи Польши в результате военно-технического сотрудничества с США не в полной мере соответствуют действительности. В частности, закупка Польшей 32 американских самолётов F-35 в настоящее время и обозримом будущем не представляет серьёзной угрозы для Беларуси и России, в первую очередь, для их систем ПВО.

Намного большую потенциальную опасность представляет размещение на территории Польши компонентов американской системы ПРО. Но и это не столь критично, особенно с учётом наличия у России гиперзвукового оружия. Кроме того, сама Польша при этом становится объектом ответного удара в случае развязывания Западом войны с применением ядерного оружия.