На днях стало известно о планирующемся визите в Минск советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Этот визит станет самым статусным в белорусско-американских отношениях с начала века.

До этого максимальный уровень визитов ограничивался помощниками Госсекретаря — Филипп Гордон в 2009 г. и Уэсс Митчелл в 2018 г. Но наверняка, как и предыдущих случаях, белорусский МИД и американское посольство ограничатся лишь скупыми сообщениями об обсуждении «всего спектра двусторонних отношений и теме региональной безопасности». Так с чем к нам едет советник Трампа по нацбезопасности?

Визит Болтона с одной стороны закономерен — Минск и Вашингтон уже несколько лет идут по пути нормализации отношений, и повышение уровня контактов необходимо для поддержания устойчивости этого процесса. О регулярности визитов говорил и зампомощника Госсекретаря Джордж Кент во время своего недавнего визита в Беларусь. С другой стороны полномочия и компетенции Болтона несколько отличаются от стандартной повестки двусторонних белорусско-американских отношений, которая ограничивается в основном дипломатическими процедурными вопросами, торговлей и гуманитарным взаимодействием.

Во-первых, этот визит следует рассматривать не только и не столько в контексте двусторонних белорусско-американских отношений, а скорее в региональном измерении. В начале сентября планируется визит Трампа в Польшу, где ожидается формализация планов по увеличению американского военного присутствия в этой стране. Неоднократные заявления России и Беларуси о совместном ответе на эти действия беспокоят Вашингтон, и Болтон намеревается выяснить насколько Беларусь решительно настроена впустить российское оружие и российских военных на свою территорию. Маловероятно, что США решатся нарушить «красные линии», начерченные Кремлём, и запустить неуправляемый процесс гонки вооружений в регионе, но для них важно понять пределы допустимого в этом вопросе прежде чем они сделают публичные заявления в Польше.

Во-вторых, показательна и общая программа турне Болтона — она не ограничивается только Минском. Советник Трампа по нацбезопасности посетит все три восточноевропейские постсоветские республики — Беларусь, Украину и Молдову. Не смотря на то, что в каждом случае имеются и двусторонние вопросы, турне призвано продемонстрировать нарастающее присутствие США на российской периферии. Здесь уместно вспомнить и обновленную доктрину Вашингтона применительно к Центральной и Восточной Европе, озвученную устами помощника госсекретаря Уэсса Митчелла в прошлом году. Доктрина включает усиление конкуренции с Россией за влияние в странах региона. При этом суверенитет Беларуси назван частью бастиона, защищающего регион от российского неоимпериализма. Отсюда — желание продемонстрировать Кремлю, что США решительны в реализации своей стратегии.

В-третьих, одной из тем может стать ситуация в Украине, безопасность украинской северной границы и, вероятно, миротворчество с участием Беларуси. Последние несколько месяцев белорусской дипломатией и другими высшими должностными лицами актуализировалась тема участия белорусских военных в миротворческих операциях за рубежом (в частности, об этом заявил на конференции ООН в Нью-Йорке начальник Генштаба Беларуси Олег Белоконев).

О желательности миротворческой операции на Донбассе с участием белорусского контингента Лукашенко заявлял уже давно. Это стало бы серьёзным шагом в усилении статуса Беларуси как миротворца и, соответственно, — содействовало бы улучшению международного имиджа страны. Поскольку сейчас уже очевидно что Минские договорённости находятся в тупике, белорусская сторона заинтересована в поиске новых идей в рамках своей новой внешнеполитической роли.

В-четвёртых, имеется и собственно двусторонняя переговорная повестка в сфере компетенций Болтона. Недавно Минск выразил желание покупать американскую нефть. Учитывая расклад сил в регионе, позицию России и интересы США, этот вопрос превращается из экономического в чисто геополитический. И хотя маловероятно, что Минск будет покупать большие объёмы нефти, сам факт торговли стратегическим товаром с противником России — мощный сигнал Кремлю в контексте проблем с интеграцией и несговорчивостью российского союзника относительно цен на энергоресурсы для Беларуси.

Остаётся на повестке дня и вопрос полной отмены американских санкций. До сих пор сохраняется запрет на въезд в США некоторых белорусских чиновников. Санкции против предприятий хотя и «заморожены», но полностью не сняты. В связи с этим существует специальная процедура, требующая получения лицензии правительства США для каждой конкретной сделки. Это серьёзно осложняет ведение бизнеса. А поскольку нарушение демократических процедур и прав человека, из-за которых были введены санкции, Вашингтон официально рассматривает как угрозу безопасности США, то это тоже входит в «епархию» Болтона.

Ещё одной темой для переговоров может стать организация встречи Лукашенко и Трампа. Естественно речь не идёт о двустороннем официальном визите — до такого уровня отношения пока ещё не доросли. Вероятно, прорабатывается вопрос встречи президентов на полях какого-то масштабного международного мероприятия с участием глав государств и правительств. Таким событием могла бы стать встреча высокого уровня в память о годовщине начала Второй мировой войны, организованная Польшей. Куда были приглашены и Трамп, и Лукашенко. Но белорусский президент в силу разных причин отменил свой визит в Варшаву. Одной из таких причин, кстати, мог стать не слишком затратный союзнический жест в сторону Москвы, призванный одновременно компенсировать ожидаемый всплеск раздражения Кремля из-за приезда Болтона в Минск.

Таким образом, повестка дня визита Болтона в Минск достаточно обширна и охватывает весьма серьёзные региональные и белорусские темы. Вместе с тем в рамках этого визита вряд ли стоит ожидать громких заявлений и тем более решений. Минск, демонстрируя Кремлю свою независимость и возможность альтернатив, не будет при этом чрезмерно провоцировать российского союзника и тем более не станет пересекать «красных линий» и нарушать свои союзнические обязательства.