Выпадающие доходы бюджета из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере вынуждают белорусские власти искать дополнительные источники пополнения бюджета. Этим обстоятельством в том числе объясняется непреклонная позиция официального Минска добиться пересмотра в свою пользу нормативов распределения таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе. (ЕАЭС).
Старые и новые нормативы распределения пошлин
Проблема распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС обострилась с вхождением в союз новых членов.
Напомним, специальное соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) было подписано еще на этапе функционирования Таможенного союза, — оно работало с 1 сентября 2010 г. и затем действовало в ЕАЭС. Согласно ему, пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: Россия получала 87,97% суммы ввозных пошлин, Беларусь — 4,7%, Казахстан — 7,33%.
При вступлении Армении и Кыргызстана странам ЕАЭС, в том числе и Беларуси, пришлось поделиться с этими странами своими ввозными пошлинами. В результате сейчас пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 г. Согласно ему, до августа 2018 г устанавливались следующие нормативы: Армения — 1,22%, Беларусь — 4,56%, Казахстан — 7,055%, Кыргызстан — 1,9%, Россия — 85,265%.
Нормативами недовольна только Беларусь
Но уже скоро белорусские чиновники заявили, что Беларусь в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. После того, как в 2015 г. начала функционирования ЕАЭС, сальдо расчетов для Беларуси стало отрицательным. Поэтому белорусская сторона предлагала произвести пересчет действующих нормативов распределения.
Инициатива Беларуси была обусловлена следующими аргументами. Известно, что объем импортных пошлин зависит от товаропотоков, причем имеет большое значение через какую границу они идут. В России по объективным причинам из-за санкций и т. д. импорт в последние годы снизился, а в Беларуси на этом фоне импорт несколько подрос. Получается, что страна взимает все больше таможенных платеже и все больше отдает их в общий «котел».
В частности, по итогам 2016 г. в бюджеты стран ЕАЭС поступило от ввозных пошлин более USD9,8 млрд в эквиваленте. В том числе Беларусь получила USD449 млн, Армения — 104,9 млн, Казахстан — 696,8 млн, Кыргызстан — 185,8 млн, а Россия — USD8,371.
При этом оказалось, что объем поступлений в белорусский бюджет снизился более существенно, чем в целом для всего ЕАЭС, — почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным в размере USD41 млн. По итогам 2017 г. ситуация для Беларуси заметно не улучшилась. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте USD11,6 млрд ввозных таможенных пошлин, а Беларусь получила от этого около USD530,7 млн (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что было связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС).
Именно поэтому уже в декабре 2017 г. Минск был единственным из стран ЕАЭС, кто заявил о необходимости более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности, а именно — о необходимости пересмотра нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты. Действие нормативов истекало в августе 2018 г. Беларусь открыто настаивала на их пересмотре нормативов в максимально краткие сроки, уже с 2019 г. В то же время другие страны ЕАЭС предлагали оставить все, как есть, хотя бы еще на три года.
Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая 2018 г в Сочи, однако безрезультатно. В Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 г. в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Кыргызстан не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм.
В декабре 2018 г. на саммите в Санкт-Петербурге вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко заявил, что эксперты подготовили подготовлено пять различных методик, и по всем этим пяти методикам белорусская сторона должна получить 1% от распределения пошлин дополнительно. «Мы считаем, что должна быть четкая, справедливая методология подсчета пошлин. Она должна пересматриваться один раз в три года», — подчеркнул он. Однако на саммите в Санкт-Петербурге сторонам также не удалось согласовать новые нормативы распределения ввозных таможенных пошлин.
Минск надеется на пересмотр нормативов с 2020 г
Сейчас Беларусь рассчитывает на изменение нормативов распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС с 2020 г. «Работа по пересчету нормативов распределения продолжается и, полагаю, завершится в 2019 году с установлением с 2020 года для нас норматива распределения сумм ввозных таможенных пошлин, отвечающего экономическим интересам страны», — рассказал вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко в интервью газете «Звязда» в марте 2019 г.
По его словам, при распределении пошлин для Беларуси и России складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси.
И. Петришенко сообщил, что по всем вариантам предварительных расчетов нормативы распределения для Беларуси повышаются на 0,65-1,36 процентного пункта и снижаются для Армении, Кыргызстана, а по отдельным вариантам снижаются и для Казахстана и России. «В связи с этим наши партнеры настаивают на закреплении действующих нормативов на постоянной основе, но такое предложение, естественно, не поддерживается Беларусью», — отметил вице-премьер.
Но «протолкнуть» свою позицию по этому вопросу Минску никак не удавалось. 30 апреля на Евразийском межправительственном совете в Ереване премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что решения о распределении таможенных пошлин в рамках ЕАЭС пока нет.
«Если говорить о расщеплении таможенных пошлин, то решение пока следующее. Нет окончательной версии того, как это делать, потому что мы слышим аргументы наших белорусских партнеров, в то же время, если мы не договоримся до определенного времени, то в этом случае все возвращается к прежней модели, и Киргизская Республика вообще участие в этом процессе утрачивает», — сказал Д. Медведев журналистам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета.
Поэтому, как было сказано, «стороны договорились интенсивно поработать в ближайшие две-три недели, потому что решение должно быть найдено путем консультаций между правительствами», отметил Д. Медведев.
Между тем, ранее первый замглавы аппарата правительства РФ Сергей Приходько сообщил журналистам, что на рассмотрении находятся несколько вариантов решения вопроса о распределении ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС, включая сохранение действующих на постоянной основе.
Задача — договориться до конца 2019 года
Тема распределения таможенных пошлин в евразийской «пятерке» вновь оказалась одной из центральных в повестке Евразийского межправительственного совета в Кыргызстане 9 августа.
По итогам этого саммита первый вице-премьер-министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил журналистам, что главы правительств стран ЕАЭС пока не приняли решение по новому механизму распределения пошлин, поручено в течение десяти дней проработать новые предложения. «Мы еще раз обсудили эту тему. Считаю, что сблизили позиции. Взяли паузу в течение еще десяти дней с тем, чтобы на национальных уровнях отработать предложения, которые возникли в ходе обсуждения. Потом мы опять вынесем это на решение совета и доложим главам государств», — сказал А. Силуанов. И добавил: «До конца года нам просто необходимо это сделать».
В свою очередь глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин чуть позднее на брифинге отметил, что «сегодня достигнут очень существенный прогресс — есть конкретные предложения, которые устраивают большую часть сторон, которые пока никто не отвергает». «Белорусская сторона взяла небольшой срок, буквально полторы недели на то, чтобы провести дополнительные внутренние согласования такого подхода. Будем надеяться, что это решение будет принято, и мы получим финальное расщепление пошлин, которое будет действовать на предстоящие годы и больше не будет тем вопросом, который вызывает дискуссию внутри союза», — заявил М. Орешкин.