Стратегический план действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования, одобренный Президиумом Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования 23 апреля 2018 г. и принятый на Парижском саммите министров образования стран ЕПВО в мае 2018, предусматривал создание современной внутренней системы контроля качества в учреждениях высшего образования и создание нормативно-правового обеспечения деятельности независимого «агентства по обеспечению качества» до 2020 г., с тем чтобы «к 2022 г. полностью обеспечить практическую деятельность национального независимого агентства по обеспечению качества». Данное агентство должно обслуживать все уровни образования. Работы предполагается вести на основе ESG-2015 (Стандарты и рекомендации обеспечения качество ЕПВО -2015) в сотрудничестве с ENQA/EQAR.
Рабочий план на 2018 г. по реализации этого стратегического документа в п. 11 предусматривал актуализацию «Рабочего плана по развитию независимой системы обеспечения качества высшего образования Республики Беларусь», утвержденного Министром образования 14.02.2017. Срок исполнения установлен на октябрь 2018 г. Доступная информация о выполнении этих работ не обнаружена. Следует предполагать, что никаких существенных действий по созданию независимого агентства и модернизации внутренней системы обеспечения качества не осуществлялось.
Очевидно, отсутствие деятельности в этом направлении привело к невыполнению ранее принятых Беларусью обязательств по Дорожной карте (принята в 2015 г. в Ереване) и Стратегическому плану действий (принят как приложение к коммюнике встречи министров образования в Париже в 2018 г.).
В частности в Дорожной карте 2015 г. в отношении проблемам качества указано, что Беларусь возьмет на себя «обязательства по обеспечению к концу 2017 г. правовой основы для создания независимого агентства контроля качества в соответствии с Европейскими стандартами и руководствами», а также «до конца 2015 г. разработает график создания такого агентства» и «через BFUG пригласит иностранных экспертов по контролю качества для помощи как в разработке графика и планов, так и самого создания агентства».
Данное обязательство не выполнено из-за наличия положений национального законодательства, противоречащих принципам ЕПВО и положениям ESG. Действующий в настоящее время Кодекс об образовании и появлявшиеся с мая 2015 г. предложения о его модификации не предусматривают напрямую выполнение этого пункта Дорожной карты.
Программой развития образования в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. создание независимого агентства по аккредитации и приведение нормативной базы в соответствие с положениями ESG не предусмотрены.
Имплементационный отчет 2018 г. отметил как отсутствие прогресса в реализации Дорожной карты, так и отсутствие шагов по внедрению ESG.
Итоговое коммюнике встречи министров образования в Париже (приложение 2) отметило наличие в Беларуси стратегии реформирования системы управления качеством. Вкачествеосновныхположенийстратегииуказывалосьследующее (Draft strategic action plan on implementation of the major in line with the ehea principles and tools):
«Республика Беларусь разработала концепцию создания национальной независимой системы обеспечение качества высшего образования. Принимая это во внимание, следует принять меры для дальнейшего улучшения процедуры внутреннего контроля качества в УВО к 2020 г. и разработать правовые рамки для деятельности независимого агентства по обеспечению качества с целью запуска его полномасштабной практической деятельности к 2022 г.
Мероприятия, направленные на создание независимой системы обеспечения качества высшего образования и подготовка национального независимого агентства по обеспечению качества для связи с ENQA / EQAR будет осуществляться в соответствии с ESG-2015.
Международным экспертам и консультантам, прежде всего, представителям ENQA EQAR, будет предложено сообщить о реализации мер, указанных в «Плане действий по развитию независимой системы обеспечения качества высшего образования Республики Беларусь» (принятого 14.02.2017).
Разработка и наращивание потенциала системы обеспечения качества и деятельность национального агентства будут охватывать все уровни образования».
Таким образом, разработка правовых основ деятельности независимого агентства для контроля качества высшего образования отложена до 2020 г., а имплементация разработки — до 2022 г.
При этом не ясно, каким образом это будет связано с общим реформированием системы высшего образования на основе болонских принципов. Так, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (одобрено протоколом заседания Президиума Совета министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10) к 2020 г. из болонских принципов предусматривает только внедрение двухступенчатой системы бакалавриат-магистратура, а в дальнейшем предполагает переход к «новой парадигме образования: учение вместо обучения, в основе которого не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия». Данная парадигма в настоящее время не имеет научно-методического обоснования и, тем более, инструментов для ее реализации. Тем не менее, для реализации задачи по формированию нового типа личности и специалиста Стратегия предполагает такие действия как:
- «- обновление образовательных стандартов нового поколения, включая вопросы обучения устойчивому потреблению, здоровому образу жизни;
- интеграция в Болонский процесс, создание условий для приобретения новых знаний и навыков, способствующих устойчивому развитию общества;
- развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения, включая выпуск электронных учебников и пособий;
- предоставление сетевых образовательных услуг, разработка и внедрение современных онлайн-моделей обучения;
- обеспечение свободного доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;
- расширение рынка образовательных услуг, активизация академической мобильности обучающихся и педагогических кадров, их участия в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах;
- проведение регулярного мониторинга качества образовательного процесса».
К сожалению, в этом перечне не просматриваются идеи по развитию системы обеспечения качества образования, за исключением мониторинга, который, как и указанная ранее парадигма, не имеет ни нормативной, ни научно-методической базы.
В этих условиях необходимо отметить наличие медленного, в определенной степени технического прогресса, связанного с внедрением поколения 3+ стандартов высшего образования, в которых доля государственного регулирования снижена до 35? 55% против 70% в предыдущей версии. Одновременно пересмотрена система таких важных индикаторов качества как компетенции.
Образовательные стандарты поколения 3+ появились как модернизация предыдущей версии с учетом очередного сокращения сроков обучения на первой ступени высшего образования, что было формально сделано для приведения этих сроков в соответствие с болонской 4-летней моделью. Республиканским институтом высшей школы были разработаны, утвержденные Министром образования макеты стандартов для 1-й и 2-й ступеней, рассчитанные на 4 и 2 года обучения соответственно. 30 мая 2018 г. были утверждены и Методические рекомендации по проектированию образовательных стандартов и учебных планов. Вместо термина «типовой учебный план» введен более демократический «примерный учебный план», хотя в действительности новый термин не изменил сути документа, который остался государственным нормативным актом, хотя и с большей степенью свободы для университетов.
Методической новацией этих двух документов стало введение в стандарт и учебный план компетенций, приобретаемых в результате изучения каждой учебной дисциплины и фактически формулируемых самими университетами с участием учебно-методических объединений соответствующих направлений. Компетенции разбиты на 3 группы: универсальные, базовые и профессиональные. В макете стандарта даются примеры (но не навязываются) приемлемых формулировок. К сожалению, отсутствуют рекомендации по использованию Дублинских дескрипторов.
Для каждой учебной дисциплины стандарт и план должны содержать оценку в зачетных единицах, которые формально можно рассматривать как соответствующие ECTS. По меньшей мере, каждый год обучения оценивается в 60 единиц, а для получения диплома первой ступени высшего образования необходимо набрать не менее 240 единиц. Однако не учитывается сложность дисциплин и виды учебной нагрузки.
Еще одной новацией стало объединение учебных дисциплин в «модули» групп дисциплин. Не очевидна необходимость таких группировок при том, что некоторые дисциплины могут не входить ни в один из модулей. Применение нового термина здесь представляется неудачным, поскольку противоречит принятому в большинстве стран ЕПВО понятию модуля как некоторой темы, универсальной для различных применений.
Новые стандарты подчеркнули необходимость дальнейшего углубления взаимодействия университетов и потребителей выпускников, предусмотрев согласование их с руководством соответствующей отрасли.
Таким образом, невыполнение обязательств по Дорожной карте и стратегии развития системы обеспечения качества в некоторой степени компенсируется определенным прогрессом в расширении автономии университетов при формировании образовательных программ, более корректному использованию системы зачетных кредитов и структуры компетенций.