17 января 2019 года Пресс-клуб и сайт экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение» провели первое в новом году заседание Экспертно-аналитического клуба по теме «Что принесёт белорусам 2019 год?».
В дискуссии приняли участие представители экспертного сообщества, журналисты, дипломаты, представители органов государственного управления. Спикерами выступили: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко. Модератором дискуссии была Валерия Костюгова, редактор сайта экспертной сети «Наше мнение».
Участникам было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Каковы главные тренды развития общества и государства в 2018 году? 2. Каковы главные вызовы для устойчивого развития Беларуси в 2019 году? 3. Какие новые процессы могут проявиться в 2019 году?
Было отмечено, что ведущим трендом в экономике Беларуси является завершение восстановительного роста ВВП. С 2011 года восстановительный рост был слабый. Несмотря на улучшения в 2017–2018 годах (2.5% и 3,2% соответственно), циклический компонент роста закончился. Для сравнения был взят пример соседней страны Польши, где экономический рост составляет 5%. Также был отмечен рост частного сектора в Беларуси, доля которого на рынке труда составляет уже почти половину.
Знаковыми событиями 2018 года, определяющими внутреннюю политику Беларуси, названы крупные коррупционные дела и встреча президентов Беларуси и России.
Коррупционные дела свидетельствуют о росте напряжённости между группами внутри белорусской власти, которые пытаются эту власть перераспределить. Если прежде под прицел правоохранительных органов попадали личные коррупционные преступления и частично совместные схемы, то в нынешнем году фигурирует и системная коррупция. Системная коррупция, а также сокращение социальных обязательств государства, вкупе с декретом о тунеядцах способствуют росту социального напряжения.
Еще одним источником внутреннего напряжения являются отношения с Россией. По некоторым оценкам, в конфликте с Россией президент Беларуси проявил себя слабо, опираясь преимущественно на эмоции, и не использовал потенциал рациональной аргументации, основанной на обязательствах России при создании таможенного и экономического союзов. Поведение главы государства в конфликте с Россией вкупе с другими его выступлениями предположительно вызывает у белорусских элит понимание того, что высшее должностное лицо государства не обладает всей информацией о текущем экономическом, социальном положении и о ситуации в медиапространстве. Правительство пытается проводить медленные структурные реформы, а президент Беларуси продолжает старую социалистическую риторику, пребывая в собственном информационном поле.
Согласно еще одному мнению, помимо отношений с Россией и проявления системной коррупции, есть ещё два события 2018 года, которые определят тенденции внутренней политики: 100-летие Белорусской народной республики и дело «БелТА».
Во-первых, формат празднования БНР-100 не был конфронтационным, скорее это — поиск компромисса. Отмечаются и организационные успехи. Тенденцией в рамках этого события является эволюция мягкой беларусизации. Появляется больше вопросов в отношении национальной идентичности. Тем не менее, драйв к мягкой беларусизации снижается. Другой тенденцией является формирование устойчивого бизнеса вокруг беларусизации.
Во-вторых, на примере «дела БелТА» очевидно продолжающееся давление на медиасообщество; также наблюдается увеличение белорусского государственного медиаконтента благодаря определенным шагам со стороны власти. Более того, повышается контроль над информационным пространством в разных направлениях. Например, контроль публичных дискуссий на форумах, репрессивные воздействия. Также увеличивается влияние России в медиапространстве в виде множества фейков в российских медиа относительно Беларуси. Подобное влияние ещё больше усилится во время президентских выборов в Беларуси. Поэтому происходит наращивание контроля национального контента со стороны белорусских властей.
Во внешней политике главным вызовом для Беларуси также являются отношения с Россией. Россия старается максимально снизить зависимость от Беларуси, в сфере транзита и военно-технического сотрудничества. Было добавлено, что условия сотрудничества Беларуси с Россией в нефтегазовой сфере в значительно мере зависят от того, какой удельный вес в российском транзите занимает Беларусь. Когда у России появляются альтернативы белорусскому транзиту, условия для Минска соответственно ухудшатся. В то же время Россия наращивает давление, направленное на то, чтобы подорвать суверенитет и независимость Беларуси и не дать ей уйти от России в среднесрочной перспективе.
В 2019 году давление будет расти во всех сферах (экономической, политической, военной). Публика согласилась, что напряжённость в отношениях с Россией будет толкать Минск к внешнеполитической и экономической диверсификации. Но есть и определённые барьеры. Во-первых, существуют структурные ограничения, а именно отсутствие институциональных рамок отношений с ЕС, США и Китаем. Во-вторых, Минск во многом исчерпал свой миротворческий потенциал в регионе. Ожидать прорывных результатов в новом году не приходится. Однако Беларусь будет стараться заручиться политической поддержкой ЕС, США и Китая.
Такой внешнеполитический вызов может трансформироваться во внутриполитический. Это будет дестабилизировать социально-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране. Был приведён пример того, как внешнее давление может дестабилизировать внутреннюю ситуацию. В 2017 году Россия сократила поставки нефти на 25%. В феврале–марте 2017 года прошли протесты из-за декрета о тунеядстве и снижения уровня жизни в целом.
Что касается институционального блока, стоит ожидать активизации работы по вступлению в ВТО. Также есть амбиции заключить рамочное соглашение с ЕС. Минск ожидает снятия части политических санкций со стороны США. Заниматься пересмотром санкций будет Конгресс США. Снятие части санкций даст возможность Беларуси и США обменяться послами, но дальше обмена послами отношения вряд ли будут активно развиваться в ближайшей перспективе.
Относительно вопроса предвыборной кампании в Беларуси, аудитория согласилась, что кампания началась форсированием конфронтации с Россией для организации кампании в мобилизационном ключе. Мобилизационная избирательная кампания позволит почти не наращивать зарплаты и социальные трансферты, а также ограничить аппетиты элит наращиванием антикоррупционного давления. Однако, общество может и не выдержать мобилизации, особенно на фоне безответственной нацеленности местных властей извлечь максимум из обновленного декрета о тунеядцах.
По одному мнению, напряжение между населением и властями на фоне конфронтации с Россией может привести к эффектам 2010 года — информационному давлению, неспособностью властей управлять рисками, протестам, их разгону, репрессиям и откату назад по всем направлениям.
Часть аудитории посчитала, что как в 2010 году быть не может, так как общество постоянно меняется. Это можно увидеть на примере изменений в медиапространстве. Новые медиа сегодня играют важную роль. Хотя проблема влияния российского телевидения остаётся, молодёжь Беларуси находится под влиянием российского контента в интернете. Российские власти научились работать с новыми медиа, белорусским еще предстоит это сделать.
Согласно другому мнению, выборы президента Беларуси могут пройти уже в октябре–ноябре 2019 года. Следует помнить, что в 2019 году в регионе пройдут ещё две кампании: президентские и парламентские выборы на Украине. Сегодня Россия занята этими кампаниями, особенно парламентской. Есть надежда, что Россия будет решать белорусский вопрос по менее жёсткому сценарию.
Был высказан ещё один тезис о трендах для Беларуси. Поскольку в Беларуси общество расколото, празднование БНР-100 является позитивным трендом, так как оно обеспечило более интенсивный диалог двух частей общества.
Аудитория согласилась, что среди новых процессов можно отметить локальные реформы и попытки экономической диверсификации. Для того, чтобы снизить зависимость от России, необходимо больше, чем один-два года. Тем не менее определённые изменения возможны уже в 2019 году. В целом осложнение отношений с Россией можно рассматривать как увеличение стремления Беларуси к самостоятельности.
По большинству мнений, долгосрочные тренды для Беларуси являются большей частью позитивными.
Записала Ангелина Юркова