В конце ноября правительство вынесло постановление № 844 «О расчете объема телепередач и других материалов национального производства в ежемесячном объеме вещания телевизионных средств массовой информации». Постановление Совмина вступило в силу 1 декабря и, судя по замерам НМ, ситуация принципиально не изменилась.
Что изменилось за два года? Спойлер: ничего
Согласно постановлению № 844 Министерство информации ежеквартально должно предоставлять отчеты о ежемесячных долях национального контента в эфире белорусских телеканалов. Учитывая, что сетка вещания меняется крайне медленно, а телепродукты (сериалы и ток-шоу) закупаются на сезон вперед, можно предположить, что в ближайшее время доля национального контента в эфире отечественных телеканалов останется без изменений. Замеры, сделанные до и после вступления в силу постановления Совмина, показали, что телеканалы в принципе живут исходя из своей собственной логики. Если очень грубо, то спустя два года после нашего первого подсчета ситуация не изменилась, разве что на законодательном уровне появились соответствующие документы.
Два года назад, представляя исследования о долях нацконтена в эфире белорусских телеканалов, мы показывали, что «эфирный пирог» ОНТ и СТВ состоит примерно на треть из продуктов белорусского производства. Телеканал «Беларусь-1» закрывает своими собственными программами около половины эфира.
Данные последнего исследования дали похожие результаты: эфир телеканала СТВ 29 ноября на 12 часов был заполнен российскими программами, доля белорусских программ составила 6 часов 30 минут. 12 декабря пропорции сохранились: около 12 часов российского эфира против 7 часов белорусского.
Похожая картина на ОНТ: и 29 ноября, и 12 декабря доля белорусских продуктов составила около 5 с половиной часов, российские программы — 13 с половиной и 14 часов соответственно.
«Беларусь-1», как и два года назад, разбавляет телеэфир украинскими фильмами и сериалами: 3 часа 29 ноября, 4 часа 12 декабря. Белорусских программ в эфир вышло в совокупности 10 и 9 часов (как ни странно, но на «Беларусь-1» даже немного сократили долю нацконтента после 1 декабря); российских продуктов показали в общей сложности и 29 ноября, и 12 декабря около 4 часов.
Отечественные теле-тенденции
Общие тенденции, характерные для всех белорусских телеканалов: полное закрытие нацконтеном утреннего эфира. Сетка вещания сверстана практически одинаково — с 5 или 6 часов до 9 часов утра в эфире идут белорусские информационные программы. Данная тенденция — безусловный жирный плюс, учитывая что утро один из немногих прайм таймов, которые телевидение еще удерживает. Вторая тенденция: практически полное отсутствие франшиз. И это уже жирный минус. Телеканалам проще закрывать эфирные дыры российским продуктом, не задумываясь о долгосрочных, в том числе и политических эффектах такой редакционной политики.
Безусловно, тема пересечения аудиторий достойна отдельного исследования, но можно с уверенностью утверждать, что те, кто отдают предпочтения российским сериалам, будут с удовольствием пользоваться сетью Одноклассники. После последних скандалов и взаимных упреков на уровне вице-премьеров и президентов Беларуси и России, крупнейший белорусский сайт провел опросы в своих сетях «Вы выступаете за интеграцию с…» Twitter — 8% за РФ, ВК — 16% за РФ, Одноклассники — 55% за РФ. Здесь нет, безусловно, прямой корреляции, но Министерству информации и Администрации президента, если они уже контролируют информационное пространство, давно пора было бы задуматься о том, какие ценностные установки транслируют белорусам. Понято, что до 2014 года этот вопрос был не актуален, однако после Крыма прошло уже 4 года, а принципиальных изменений в работе белорусских телекомпаний не произошло, разве что появилась формула вычисления нацконтента. При этом, что важно, помимо вычисления долей, никаких обязательных квот в документе не прописали. Неофициально озвучивалась цифра в 30% национального контента для телеканалов, однако это означает лишь сохранение текущего положения вещей, все существующие доли и так вписываются в 1/3.
Будущее белорусского телевидения
В принципе белорусское телевидение, как и всю медиа-индустрию страны может спасти только одно: открытие рынка для инвесторов, приход бизнес игроков, которые будут воспринимать медиа как бизнес-модель, а не идеологическую машину. В среднесрочной и в краткосрочной перспективе это не представляется возможным. Более того, у государства совсем другие планы. В одном из последних интервью председатель правления телеканала ОНТ Марат Марков заявил: «Мы сегодня имеем набор инструментов — традиционные СМИ, информационные агентства, интернет-ресурсы, телевидение — все это у нас есть. Но при этом мы — давайте признаем откровенно — проиграли… пока проигрываем интернет-аудиторию. Интернет-поле мы пока отдали нашим оппонентам, которые, к сожалению, на нем доминируют». Нужно отметить, что с такой логикой отечественные телеканалы не просто не выиграют борьбу с конкурентами, они окончательно растеряют свою аудиторию, как это сделали редакции проводных радио-каналов и печатных газет.
В ближайшие 10 лет произойдет смена поколений, и основными потребителями информационного контента станут те, кто уже сейчас вместо «Калыханкі» по телевизору смотрит мультфильмы на YouTube. Национальным производителям видеоконтента в принципе невозможно конкурировать с глобальным сервисом, чья ежемесячная аудитория составляет более 1,9 миллиарда авторизованных пользователей. Интеграция телеканалов с сервисами по распространению видео в Интернет должна быть максимальной. Если этого нет в 2018 году, о каком доминировании может идти речь в будущем? Для сравнения: у «Белтелерадиокомпании» меньше 7 тысяч подписчиков на YouTube. У самого популярного белорусского политического видео-блогера Nexta более 200 тысяч подписчиков.
Режиссер Сергей Колосовский общие тенденции развития телевидения объясняет огромной дифференциацией каналов, но несмотря на попытки «Белтелерадиокомпании» следовать этому тренду, экспертный прогноз скорее негативный: «Условной „Белтелерадиокомпании“ следует дать возможность независимым креативным студиям делать программы, как это уже было, кстати в 90-х. Я думаю в ближайшее время, студии будут восстановлены, контроль над ними будет не со стороны государства, а через поставленных доверенных лиц. Эффект от такого телевидения мы видим в России. Короче, ничего нового и тем более интересного».
К слову, согласно весенним отчетам Gemius, за текущий год по замерам аудитории, единственной мультимедийной компанией, которая обогнала YouTube по размеру аудитории в Беларуси, был tut.by. Это было в марте. А чуть меньше чем через полгода к tut.by пришли.
Этот пример важен в контексте нашего исследования, так как показывает логику той же попытки «доминировать на рынке». Пока идет внутреннее противостояние государственных производителей видео-контента (сюда можно отнести не только телеканалы, но и агентство БелТА) с независимыми каналами распространения информации, на уровне того же Мининформа нет никаких оценок, какие качественные эффекты дает ретрансляция российских теле-продуктов в белорусском эфире.