Какова роль национального контента в белорусских медиа, что мешает национальным СМИ создавать больше интересного и качественного информационного продукта, и, наконец, самое главное, как увеличить долю национального контента в рамках ограниченных бюджетов. На медиаток в Пресс-клубе собрались независимые производители национального контента, эксперты, журналисты, преподаватели. Тема спровоцировала горячую дискуссию.
Напомним, что медиаток — это новый формат мероприятий в Пресс-клубе, стартовавший в сентябре 2016 года, который позволяет профессионалам из сферы СМИ ежемесячно встречаться для обсуждения насущных проблем в медиа-сообществе и поиске их решений.
Дефицит национального контента: суть проблемы
Доминирование зарубежного контента, а в частности российского, является очевидной проблемой, особенно в отношении белорусского телевидения. Это показало исследование, проведенное экспертами по заказу еженедельного аналитического мониторинга belarusinfocus.info в ходе которого был проанализирован контент трех основных белорусских телеканалов — Беларусь 1, ОНТ и СТВ — и соотношение белорусского и зарубежного контента. Как подчеркнул Аркадий Нестеренко, представитель экспертной площадки Наше мнение, проводивший исследование, оно не затрагивало качество контента, а лишь его принадлежность той или иной стране производства.
Результаты исследования показали, что зарубежный контент, а в частности российский, определенно доминирует над белорусским. Так, например, телеканал ОНТ, созданный 15 лет назад на базе первого российского канала, распределяет свое эфирное время следующим образом:
9 августа, телеканал «ОНТ», доли эфирного времени указаны в часах
ОНТ: в будний день лишь 5 часов времени отведено белорусскому контенту, в то время как оставшиеся 14 часов — это российский информационный материал. В выходной день, а именно в субботу, лишь 2 часа эфирного времени занимает белорусский материал, а свыше 10 часов — российский.
Приблизительно аналогичная ситуация и на канале СТВ:
9 августа, телеканал «СТВ», доли эфирного времени указаны в часах
СТВ: в будний день заимствованный контент преобладает — 9 часов эфирного времени «забито» материалом, произведенным в России, в то время как белорусскому контенту достается лишь 6 часов.
Ситуацию несколько спасает первый канал белорусского телевидения — Беларусь 1. По словам Аркадия Нестеренко, это пока единственный телеканал в Беларуси с преобладающей долей национального контента среди остальных телеканалов:
20 августа, телеканал «Белаурсь 1», доли эфирного времени указаны в часах
Беларусь 1: в будний день 8 часов отводится на белорусские материалы, в то время как на российские — 7 часов, на украинские — 4 часа. В выходной ситуация кардинально противоположная: всего 4 часа занимает материал национальный, остальное же время — это российский материал, а именно — 11 часов показа телесериалов, произведенных в России.
Это прежде всего говорит о недостатке финансов, ввиду чего телеканалу попросту приходится «забивать» эфирное время зарубежным материалом.
Проблему финансов, а именно государственного финансирования, более подробно рассмотрела Валерия Костюгова, главный редактор экспертного портала «Наше мнение», приведя статистику финансирования Белтелерадиокомпании за последние несколько лет. Так, в 2016 году на обеспечение Белтелерадиокомпании, а именно семи ее телекаланов и радио было выделено 36,7 миллионов долларов, что является самой низкой суммой по сравнению с предыдущими годами.
Например, в 2014 было финансирование было почти в два раза выше, 64 миллиона долларов. Вместе с тем суммарный удельный вес финансирования телеканалов в расходах бюджета за 4 года увеличился с 0,35% до 0,42%. Общей тенденцией на протяжении 2013–2014 года был опережающий рост расходов на телеканалы по сравнению с расходами бюджета. В период 2015–2016 годов расходы на финансирование телеканалов в долларовом выражении сокращались более плавно по сравнению динамикой сокращения общих расходов бюджета.
Так ли важен и нужен национальный контент?
Дефицит национального контента в белорусских СМИ очевиден — материалы, произведенные в других странах значительно доминируют и «поглощают» все больше и больше медиа-пространства, в особенности телевизионного. Но так ли необходимо наличие белорусского контента и если да, то почему?
Во-первых, как отметил Аркадий Нестеренко, наличие национального контента — это вопрос престижа, особенно в отношении ведущих телеканалов — таких, как ОНТ, например. Транслируя материал, произведенный непосредственно в стране, он тем самым оправдывает свое звание самого популярного и востребованного канала в Беларуси.
Кроме того, как подчеркнул Михась Янчук,представитель телеканала Белсат, позволяя зарубежным СМИ и их материалам доминировать на белорусском информационном пространстве, национальное медиа попросту тормозит собственное развитие.
Национальный контент еще и важен с культурной точки зрения. Как было замечено Владимиром Максимковым, главой медиахолдинга «Карамболь», продюсером, телережиссером и специалистом в области коммуникаций, теряя национальный контент, мы теряем собственную национальную идентичность.
Теряя национальный контент, мы теряем собственную национальную идентичность
Важно также понять и осознать, что контент производится прежде всего для аудитории, а значит для того, чтобы сделать материал успешным и интересным, необходимо знать и принимать во внимание потребности потребителей контента. Михаил Дорошевич, руководитель исследовательской компании #db3, привел результаты исследований качественных и количественных характеристик беларускай интернет-аудитории. Так, наиболее читаемыми российскими онлайн-ресурсами, содержащие не локализованный контент, являются: РБК, Lenta.ru, РИА Новости, Московский комсомолец и сайт Первого Канала. Согласно статистике на март 2016, их аудитория составила 700 000 человек, что уступает лишь аудитории белорусского портала TUT.by, который читает и посещает 1,2 миллиона человек. За последние несколько лет у белорусской аудитории также существенно вырос интерес к украинским СМИ, что вполне оправданно ввиду событий на территории Украины, развернувшихся в начале 2014 года. Интерес к украинским медиа-источникам также объясняется и тем, что в Беларуси на сегодняшний день проживает достаточно большое количество граждан Украины, которые вполне интересуются событиями, происходящими в их государстве. В целом же, онлайн-аудитория составляет 2,5 миллиона человек в возрасте от 15 до 74 лет. По словам Михаила, это цифра достаточно устойчива и стабильна уже продолжительное время.
Причины дефицита национального контента
Причина 1: консерватизм и нехватка интересного аудитории контента
По словам эксперта помимо количественных характеристик аудитории, стоит принять во внимание и качественные. Так, интересным фактом является, например, то, что согласно статистике марта 2016 года 55% аудитории, которая читает вышеупомянутые российские СМИ без локализированного контента, являются мужчины. Интересно также и то, что потребители контента в возрасте от 15 по 24 лет, что составляет 25% от всей аудитории, не читают новости вовсе. О чем это говорит? Прежде всего о том, что на онлайн-пространстве попросту нет интересного локального продукта, способного завлечь молодую аудиторию.
на онлайн-пространстве попросту нет интересного локального продукта, способного завлечь молодую аудиторию.
При решении проблемы, связанной с дефицитом национального контента, стоит обратить внимание на такую качественную характеристику белорусской аудитории, как консерватизм: из 2,5 миллионов человек, потребляющий онлайн-контент, 700 тысяч отдают предпочтение лишь одному проверенному для них источнику. Они не читают и не посещают остальные, какую бы качественную, интересную и достоверную информацию они не предоставляли.
Осознание нехватки белорусского контента в СМИ — это одно, однако важно также понять, в чем же основные причины такого дефицита. В ходе активной и бурной дискуссии, присутствующим экспертом удалось выявить несколько из них.
Причина 2: падение рекламного рынка в Беларуси
Одна из основных причин — падение рекламного рынка, за счет которого осуществляется финансирование белорусских телеканалов, а соответственно — и производство контента. Именно эту проблему более детально и подробно рассмотрела Елена Артеменко, представительБелорусского Института Стратегических Исследований.
«В нашей нынешней экономической ситуации нет возможности встать с колен и начать производить качественный контент, используя те ресурсы, которые у нас есть», — подчеркнула Елена, затрагивая тему кризиса на рекламном рынке в Беларуси в данный момент.
Согласно статистике, в последние годы в стране происходит стремительное и ощутимое снижение рекламного рынка. Так, например, в 2015 рекламный рынок снизился на 46%. В нынешнем же году снижение хоть и меньшее, но все такое же ощутимое — 30%.
Безусловно, падение рынка рекламы обусловлено не только экономическими проблемами в стране, но я рядом других факторов и ограничений. Во-первых, это демографический фактор: Беларусь, в отличие от той же России, имеет немногочисленное население и, как следствие, небольшую аудиторию. Чем меньше аудитория — тем меньше потенциал для роста. Во-вторых, это ряд ограничений, применяемых к рекламе в Беларуси, что делает ее производство в стране менее свободным. И, наконец, отсутствие рейтинговой информации. Как отметила Елена Артеменко, в Беларуси на сегодняшний день полностью отсутствует система контроля рейтинга и мониторинга рекламы. Так, например, ввиду экономического кризиса в стране больше не используется дневниковая панель — эффективный метод исследования и измерения аудитории. Все эти факторы сводят на нет возможные перспективы для увеличения рынка рекламы и производства уникального национального контента.
Причина 3: Наше информационное пространство слишком заполнено другой страной
Как отметил Владимир Максимков, одна из основных проблем в Беларуси, которая сложилась на территории нашей страны исторически после распада СССР, — это сильнейшее влияние информационного пространства России. Белорусским СМИ, в особенности телеканалам, сложно и практически невозможно конкурировать с российскими. Представьте только, Первый российский канал входит в пятерку самых богатых телеканалов мира.
Но это проблема не только телевидения. Александр Градюшко, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики Института журналистики БГУ, проанализировал онлайн медиа и выделил несколько проблем относительно национального контента, существующих в интернет-пространстве.
Причина 4: Отставание от современных тенденций
Одна из них — это форма подачи контента. Александр заметил, что важно не столько создать контент, сколько грамотно и с интересом подать его аудитории, особенно в реалиях сегодняшнего стремительно развивающегося мира. «Контент важно не столько произвести, сколько его упаковать», — подчеркнул Александр. По сравнению с западными странами в Беларуси остро ощущается нехватка многих современных инструментов, что особенно ощутимо в интернет-пространстве. Например, инфографика и журналистика данных — то, чем уже давно пользуются западные СМИ, но что пока не существует в Беларуси — стране, которая привыкла жить по старым шаблонам.
Контент важно не только произвести, но и грамотно упаковать
Причина 5: роботы поисковых систем не понимают белорусский
Посещаемость интернет-медиа, которые производят контент на белорусском языке, ниже, чем русскоязычных. Одна из главных причин этого — то, что роботы поисковых систем не воспринимают и не понимают белорусский язык. Кроме того, аудитория, которая обычно приходит на онлайн-ресурсы из поисковых систем редко использует в поисковых запросах белорусский язык. Потому, основываясь на данной тенденции, ведущие новостные онлайн-ресурсы в Беларуси, такие как Наша Нiва, например, производят и публикуют информационный продукт сразу на двух языках. «В условиях глобализированного мира очень сложно продвинуть белорусскоязычный контент», — заметил Александр. В большинстве случаев, даже производя материал на белорусском языке, ресурсы стараются переводить его на русский язык хотя бы частично с целью лучшей индексации и, как следствие, увеличения посещаемости их страниц.
Алесь Залевский, ведущий информационного блока «Белсат» также отметил несколько проблем в белорусских СМИ, которые заслуживают внимания и требуют решения.
Причина 6: Нехватка квалифицированных кадров
Одна из них касается нехватки квалифицированных кадров — телевизионщиков, режиссеров, монтажеров, журналистов, и пр. Ввиду отсутствия в Беларуси специализированных школ высокого уровня, которые проводили бы обучение таких специалистов, рынок труда в данной сфере в Беларуси сильно страдает и даже можно сказать, что его попросту нет. Если же нет рынка, то соответственно нет роста и развития.
Причина 7: Неэффективное использование даже того ресурса, который имеется
Даже несмотря на наличие современных технологий и оборудования в белорусских СМИ, оно не используется в должной степени. Это также связано с нехваткой кадров: имеющиеся в Беларуси специалисты либо не умеют правильно использовать современное оборудование, либо их услуги стоят настолько дорого, что это становится невыгодным для страны.
Причина 8: Скучные неэмоциональные передачи белорусского телевидения
По большей части передачи белорусского телевидения неизвестно кому предназначены, в них отсутствуют эмоции, драма, совершенно непонятно зачем их вообще смотреть, они оставляют зрителя равнодушным.
Пути решения и увеличения доли белорусского контента
Все это повод задуматься и приступить к поискам продуктивных решений. Медиа-эксперты-участники дискуссии попытались сформулировать, что же нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и вывести производство белорусского контента на новый уровень?
Во-первых, как особо отметил Владимир Максимков, следует разграничить две функции белорусского медиа, особенно телевидения, — идеологическую и коммерческую.
До тех пор, пока они перемешаны друг с другом и границы их нечетки, проблемы производства национального контента никуда не исчезнут и будут лишь усугубляться. Идеологическая функция — это прежде всего интересы страны и государства, в то время как коммерческая — интересы бизнеса. «Если относится к ТВ как к идеологическому аппарату — это одна история, а если относится к нему как бизнесу — совсем другая», — подчеркнул Владимир Максимков.
Однако, в одном идеологическая и коммерческая задачи совпадают — поскольку они достигаются только максимально возможным охватом аудитории, интереса аудитории к продукции ТВ.Владимир Максимков также сделал акцент на корректности употребления таких понятий как собственное и не собственное производство, используемые для определения национального и заимствованного контента. По словам режиссера и продюсера, даже не собственное производство, к которому относятся ретрансляции различных программ из-за рубежа, можно так или иначе считать собственным, ведь на него затрачиваются мощности производства телеканала, а также творческие ресурсы — усилия редактора и режиссера, например. Тем более франшиза, приобретенная у зарубежного СМИ для ретрансляции, — это собственное производство, которое после покупки осуществляется на местном телеканале.
Увеличение количества собственного контента невозможно без вложения финансовых средств. Они необходимы как для воплощения собственных идей и производства, так и для приобретения франшиз. Инвестиции — один из наиболее проверенных и эффективных способов привлечения денег. Именно инвестиции, с чем согласилось большинство присутствующих, смогут помочь вывести белорусские СМИ и их контент на новый уровень. Однако открытым остается вопрос: как и чем привлечь иностранных инвесторов и что им предложить взамен?
Как уже было упомянуто выше, информационное влияние России слишком велико в нашей стране, и это препятствует увеличению национального контента. Соответственно, один из наиболее верных способов популяризации белорусских СМИ и их материалов — это ограничение информационного потока из-за рубежа. Такое ограничение, как заметил Владимир Максимков, уже имеет место быть на телевидении: количество российский новостных программ поступательно сокращается, и многие российские телепрограммы все чаще переносятся на ночное время, уступая место белорусским. С точки зрения бизнеса и коммерции такое ограничение невыгодно, зато с идеологического ракурса — правильно и оправданно. Владимир также предложил следовать примеру многих небольших европейских стран и создавать немасштабные, но специализированные каналы, что положительно скажется на дальнейшем развитии белорусского телевидения.
Подведем итоги
Второй по счету медиаток, организованный в стенах Пресс-клуба, получился не только оживленным и информативным, но и продуктивным — в споре родились вполне реальные предложения, какие шаги можно предпринять для увеличения доли национального контента:
• Разграничить две функции белорусских медиа, особенно телевидения, — идеологическую и коммерческую
• Сохраняя государственный контроль над телевидением для сохранения национально-ориентированного контента, выходить на путь либерализации и пустить на рынок телеканалы и/или производителей контента с частной формой собственности.
• Открыть путь для частных, в том числе зарубежных инвестиций.
• Либерализировать рекламное законодательство для увеличения потока рекламных денег в медиа
• Следовать примеру многих небольших европейских стран и создавать немасштабные, но специализированные негосударственные каналы, нацеленные на конкретные сегменты телеаудитории
• Искать пути приобретения качественных зарубежных франшиз, наполняя из белорусским контентом
• Постепенно ограничивать информационный поток из-за рубежа не только ради популяризации национального контента как такового, но и для сохранения собственной идентичности.Узнать, какие еще вопросы обсуждались на медиатоке, можно здесь.
Видеоотчет медиатока по национальному контенту в белорусских СМИ:
Оксана Баранова специально для Пресс-Клуба