Что получается, когда гоголевские Акакии Акакиевичи в массовом количестве дорываются до управления страной и заполняют все ячейки властной иерархии? Получается «белорусская модель» или что-то очень к ней близкое.

Как это происходит на практике мы могли убедится на примере попавшего в октябре в сеть аудиоролика, на котором учитель и завуч минской гимназии № 31 уговорами и угрозами пытаются убедить учеников вступить в БРСМ [1].

В расколотом белорусском обществе на любое политизированное событие тут же появляются две взаимоисключающие точки зрения. Вот как пояснил в статье «Что стоит за наездами на школу и БРСМ» на сайте imhoclub.by появление аудиоролика политолог и писатель Андрей Лазуткин [3]. Оказывается, все дело в трех факторах.

Первый и главный — желание прикормленных ЦРУшниками журналистов рыть землю перед новой хозяйкой, поверенной в делах США в Беларуси Дженнифер Хизер Мур.

Второй — встреча в Вильнюсе оппозиции с американскими спонсорами, на которой было объявлено о возобновлении со следующего года финансирования белорусской оппозиции в полном объеме.

Третий — застой в работе «Радио Свобода», выразившийся в падении рейтинга посещаемости и отсутствии «сколько-нибудь прорывных тем и проектов».

Никакого анализа аудиозаписи политолог и писатель в своей статье, естественно, не проводит. Не до того. Вся его творческая энергия ушла на конструирование трех факторов. Получилось убедительно, но только для тех, кто готов убеждаться.

Языком, побитым о зубы

В чем следует согласиться с Лазуткиным, так это с тем, что аудиоролик на «Радио Свобода» «специально выложили после 100-летия ВЛКСМ и достаточно мощных государственных мероприятий, в том числе встречи с президентом».

Как человек, претендующий на звание профессионального политолога, автор «Политологии» не может не знать, что при всей пестроте и неоднозначности классификаций современных политических систем «белорусская модель» по своим базовым характеристикам соответствует имитационным демократиям. Следовательно, у нее, как у медали, есть две стороны — аверс и реверс.

Ее аверс (лицевую сторону) и представил Лукашенко 29 октября на встрече с активом БРСМ, которая была приурочена к 100-летию ВЛКСМ. Аверс оказался ожидаемо советским. Позволю себе обширную цитату из официального пресс-релиза: «Столетие комсомола глава государства назвал знаменательным днем для ветеранов организации, нынешней молодежи, продолжателей традиций самого массового молодежного движения. „Видеть вас, преемников союза молодежи — словно вернуться в свою юность. Этот праздник у меня, как и у многих наших соотечественников, вызывает самые светлые и добрые воспоминания. Потому что комсомол — это молодость, неудержимая энергия жизни. Время благородного стремления изменить мир к лучшему“ [3].

Разумеется, прозвучали критические слова по поводу формализма, но исключительно в рамках советской традиции. Лукашенко, в частности, призвал никого не тащить силой в организацию. Так никто и не тащит, но это — в аверсе.

Однако кроме аверса у «белорусской модели» есть и реверс, живущий по своим правилам. И не следует думать, что они порождены «перегибами на местах». Перед нами классический пример диалектического двуединства.

Историк Александр Ахиезер применил бы в данном случае термин «амбивалентность», под которым он понимал «механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения и взаимопроникновения» [4].

Вот как на реверсе реализуется продекларированное заявление «никого не тащить силой в организацию»: «Но, понимаете, гимназии это надо. Надо число это. И у нас, к сожалению, получается 14-летних детей на данный момент 130 человек. Как проценты считаются, математики юные, знаете, да? 100% — это 130 детей, 130 членов БРСМ. Вот тогда будет 100%. А если 1, 2, 3 тут свои финтеля показывать, то тогда у нас не будет 100%. И тогда N-я гимназия покатилась. Сейчас за каждые полпроцента борется каждая школа, каждое учреждение, каждая гимназия (выделено. — С. Н.). Я вам сто раз уже язык об зубы побила говорить об этом».

Свои аверс и реверс есть и у стандартного белорусского Акакия Акакиевича. Являясь по природе своей человеком иерархическим, он попеременно может выступать то в роли подчиненного (в этой роли и описал его Гоголь в «Шинели»), то в роли начальника. А это уже наш случай. Спасибо ученику гимназии № 31, так удачно воспользовавшемуся своим умением обращаться с современным гаджетом.

Согласно исследованиям социологов «Левада-Центра», человек иерархический искренне верит, что «не только экономические и социальные блага…, но и человеческие права, внутреннее достоинство, уважение, „честь“ распределяются в соответствии с социальным статусом и положением в структурах власти» [5].

Этот базовый принцип организации социума в рамках «белорусской модели» и пытались довести до школьников педагоги 31-й гимназии. Главное — формальное членство в БРСМ. «Поэтому вам лучше иметь этот билет на всякий случай: „Вот, у меня есть!“ И все! И пошел, и сиди-гуляй. И можете потом опять его положить в долгий ящик и больше ни о чем никогда никому не говорить».

Любая культура потому и существует, что способна воспроизводится. Культурологу Андрею Пелипенко принадлежит идея двух форм субъектности в истории — субъектности человека и субъектности самой культурно-исторической системы, в которую он вписан [6].

Подобно тому, как человеческий мозг оперирует нейронами, так культура оперирует отдельным человеком. При этом каждой субкультуре для воспроизводства требуется свой социокультурный тип человека. В качестве такового для культуры белорусского «большинства» выступает «человек советский», современный вариант гоголевского Акакия Акакиевича.

Два главных информационных события октября (выступление Лукашенко на встрече с активом БРСМ и аудиозапись школьника гимназии № 31) — наглядный пример работы механизмов, с помощью которых воспроизводится аверс и реверс расколотой белорусской культуры.

Судя по многолетним опросам НИСЭПИ (1992-2016), работу этих механизмов следует признать эффективной. Отступая на второстепенных направлениях (потребление, умение пользоваться современными гаджетами и т. п.), культура успешно воспроизводит свои ядерные (составляющие ее ядро) характеристики, далеко не последнее место среди которых занимает иерархический тип отношений как между властью и обществом, так и внутри власти и общества.

Сегодня белорусские младенцы не хуже своих западных коллег овладевают искусством тыканья пальчиком в экраны дисплеев. Родители, естественно, умиляются. Однако умиляться тут особо нечему. В противоборстве клипового мышления с мышлением, в основе которого лежит работа со словом, клип побеждает слово, а видеоряд — текст.

Но нет худа без добра. Клиповое мышление неиерархично по своей природе, что в перспективе создаст проблемы для воспроизводства культуры, основанной на господстве и подчинении.


[1] https://belaruspartisan.by/politic/443220/

[2] https://imhoclub.by/ru/material/chto_stoit_za_naezdami_na_shkolu_i_brsm

[3] http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-aktivom-brsm-19766/

[4] http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=620&page=2

[5] https://spektrnews.in.ua/news/tolkovatel-postsovetskiy-chelovek-rodom-iz-arhaiki-xviii-xix-vekov/45800

[6] А. Пелипенко, «Двойная субъектность истории». http://apelipenko.ru