Каковы могут быть глобальные последствия скандала, вызванного химической атакой в Великобритании на экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, и как это может сказаться на международном положении нашей страны?
Андрей Федоров. Пока что конфликт продолжает разрастаться, причем высокими темпами. Вслед за Лондоном о высылке из страны российских дипломатов в количестве 60 персон и закрытии консульства РФ в Сиэтле объявил Вашингтон. Похожие решения приняли Канада и половина государств-членов Евросоюза, в том числе Германия, Франция, Италия и Нидерланды. В настоящий момент по всему миру свои рабочие места должны покинуть 106 сотрудников российских дипмиссий, и, скорее всего, это еще не предел.
Кроме того, Великобритания ввела в действие недавно принятый закон «О криминальных финансах», выдав первые ордера на арест российского имущества «сомнительного происхождения».
Разумеется, нет ни малейших оснований сомневаться в симметричном ответе Москвы, по крайней мере, в дипломатической компоненте. И все же, несмотря на грандиозные масштабы данной конфронтации, говорить о тотальном кризисе в отношениях между Россией и Западом еще несколько преждевременно.
Как представляется, дальнейшее развитие событий в очень большой степени будет зависеть от окончательных выводов по поводу причастности к случившемуся Москвы. Если доказать ее не удастся, то с течением времени положение более или менее нормализуется, хотя определенный осадок, безусловно, останется.
Логично предположить, что тогда и Беларусь окажется примерно в том же положении, что и сейчас, с переменным успехом балансируя между Москвой и Западом без серьезных отклонений в ту или иную сторону.
Если же нынешние обвинения в адрес России найдут подтверждение, что, надо признать, выглядит более вероятным, то сценарии могут быть самыми непредсказуемыми. В отсутствие полной уверенности в адекватности кремлевских обитателей их заявления типа «зачем нам такой мир, если в нем не будет России» не гарантируют даже ненаступление ядерного апокалипсиса. Правда, в таком случае предсказание грядущего Беларуси большого труда не составляет: оно будет такое, как у всех, то есть никакое.
Но и при просто существенном усилении напряженности на российско-западном фронте перспективы нашей страны трудно назвать благоприятными. В условиях острой нехватки у Кремля союзников вполне реально ожидать, что он потребует от Минска более ответственного выполнения закрепленных в официальных документах союзнических обязательств как в политической, так и в военной сфере.
В подобной ситуации найти убедительные аргументы, чтобы сохранить хотя бы видимость внешнеполитической независимости, белорусским властям едва ли удастся. Соответственно, все предпринимавшиеся ими в последние годы усилия по укреплению западного вектора окажутся тщетными, и мы окажемся в эпицентре новой «холодной войны», причем на несравненно более слабой стороне. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.