Декрет Президента Республики Беларусь № 8 от 21.12.2017 г. «О развитии цифровой экономики» (далее Декрет) предусматривает легализацию криптовалют. Но возникают серьезные вопросы о пользе такой легализации для национальной экономики и населения.

Лоббист проекта В. Прокопеня заявил, что Декрет может сделать Беларусь площадкой для международного капитала. Предполагается, что лоббисты криптовалют намерены обналичивать токены в Беларуси и на этом зарабатывать. Выгоды от таких операций конкретным заинтересованным личностям очевидны, но пойдет ли такая деятельность на пользу национальным интересам?

Криптовалюты или токены — это всего-навсего электронные записи по технологии блокчейн, которые преподносятся как якобы универсальное средство обмена. Особо отмороженные идеологи криптовалют даже утверждают, что в будущем токены станут мировой валютой и поэтому тот, кто первый ими займется, получит большие преимущества. По их мнению, установление своевременного контроля за будущими «мировыми деньгами» весьма перспективно и выпуск собственных токенов является весьма разумным шагом с точки зрения получения сеньоража — дохода от эмиссии будущей мировой резервной валюты. Осталось дело «за малым»: заставить мир отказаться от доллара, евро и юаня, признав токены новым всеобщим и универсальным обменным средством и развалить сложившуюся в мире финансовую систему.

Есть еще проблема: за мировыми резервными валютами стоят конкретные товарные потоки, а криптовалютой оплачивается ограниченное количество товаров. Как большое достижение преподносится возможность оплаты в токенах гражданства микрогосударства Вануату.

Поскольку идея превращения биткоинтов в мировую валюту тревожит только особо буйные головы, то для токенов нашли другое применение — их стали использовать как инвестиционный инструмент, с помощью которого обещают невероятно обогатить вкладчиков. Ведь курс биткоинта вырос с USD 778 на 2.01.2017 до USD 18956 на 18.12.2017 или на 2534 процента годовых! На фоне нескольких процентов за валютные депозиты белорусских банков эти цифры смотрятся особенно заманчиво.

Возникает вопрос: за счет какой экономической деятельности будет обеспечен такой доход? Ведь «тюльпановый пузырь» в Голландии XVII века базировался на купле-продаже луковиц цветов; Великая депрессия 30-х годов произошла из-за переоценки стоимости акций конкретных компаний со значительным имуществом; при ипотечном кризисе 2007 г. «мусорные» деривативы прикрывались жилой недвижимостью; «МММ» и «Властелина» обещали заработать деньги на купле-продаже товаров. За токенами реальной материальной основы нет, кроме обещаний вложить деньги в инновационные проекты.

Возможно, кто-то надеется, что покупка токенов в форме инвестиций в ICO (Initial coin offering — первичное размещение монет) даст возможность привлечь деньги в белорусские венчурные компании. Но как отмечал белорусский Минфин, экспертиза и аудит компаний, предлагающих токены, не производится. Факты свидетельствуют, что подавляющее большинство компаний, привлекших финансирование с помощью ICO, не используют их для заявленных целей. Токены многих проектов не имеют реальной ценности. У ICO отсутствует законодательная база. Хотя после принятия Декрета Минфин был вынужден снять свое заявление, его слова не перестали быть правдивыми.

Отсутствие реальных проектов, способных дать обещаемый доход от инвестиций в криптовалюты подменяется мощной рекламной компанией и котировкой этих электронных записей без реального обеспечения на рынке Форекс. Отдельные граждане даже стали брать ипотечные кредиты для покупки биткоинтов. Поэтому специалисты Форекса для избежание последующих претензий предупредили о возможном схлопывании крипто-пузыря. К защите населения от новой финансовой пирамиды призвал даже весьма нелюбимый народом А. Чубайс, потребовавший государственного регулирования криптовалют для предотвращения возникновения проблем у тех, «кому не повезет».

К сожалению, в Беларуси мер к защите населения от криптовалютных спекулянтов пока не принимается. Вместо этого в п. 2.2 Декрета создаются широчайшие возможности для вложения средств физических лиц в криптовалюты: им разрешено владеть токенами, заниматься майнингом, хранить токены в виртуальных кошельках, обменивать токены на иные криптовалюты, белорусские рубли или иностранные валюты, а также дарить и завещать токены.

Было бы замечательно, если бы белорусские программисты зарабатывали в мировом виртуальном пространстве токены, затем покупали на их твёрдую валюту за рубежом и переводили реальные деньги в нашу страну для подъема национальной экономики. Вот это требование нужно было записать в документы Декрета.

Но увы, в документах написано прямо противоположное! В п. 19. приложенного к Декрету Положения о Парке высоких технологий записано, что его резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений целей ее использования, (в том числе и для вывоза купленной внутри страны иностранной валюты). Там же предусмотрено, что резиденты имеют право проводить в уведомительном порядке валютные операции, связанные с движением капитала.

Получается, что поступать в нашу страну будут в основном токены, на которые предполагается покупать доллары или евро с последующим их переводом заграницу. В результате с таким трудом зарабатываемая страной иностранная валюта будет уходить за «пустышки» криптовалют.

Легализация криптовалют не делает Беларусь в площадку реального финансового мирового капитала, она превращает Беларусь в площадку для международных финансовых спекулянтов, которые будут выкачивать реальную твердую валюту из страны, создавая национальную криптовалютную финансовую пирамиду. Эта пирамида рано или поздно скандально схлопнется, создав проблемы как внутри нашей страны, так и на международной арене — ведь пострадавшими окажутся не только белорусы, но и зарубежные граждане. Не случайно ряд иностранных государств (например, Китай) запретили операции с криптовалютами. Однако наша страны выбрала собственный путь.

Ведет к определенным рискам и эмиссия национальных токенов. Создатели белорусской криптовалюты «талера» утверждают, что главная их цель «отвязать» деньги от государства. Но хождение в стране нескольких валют, одна из которых неподконтрольна государству, приведет к ослаблению белорусского рубля и создаст угрозу для национальной денежно-кредитной системы.

Остается надеется, что Национальный банк и Министерство финансов найдут в себе силы и полномочия подкорректировать законодательную базу и минимизировать политические и экономические риски от легализации криптовалют. Первым шагом в этом направлении должен стать запрет для резидентов ПВТ на покупку за токены иностранных валют на внутреннем рынке. Пусть продают криптовалюту заграницей и везут реальную твердую валюту к нам в страну. Тогда им будет честь и хвала. Вторым шагом должна стать защита белорусского населения от криптовалютных спекулянтов. Если лоббисты проекта не позволят ввести запрет на продажу токенов за белорусские рубли, то следует хотя бы организовать широкую информационную кампанию среди населения о новом виде финансовой пирамиды. Люди должны знать цену риска.