Несмотря на победные реляции властей по поводу некоего «бурного роста», в действительности наша экономика продолжает стагнировать, рецессировать, деградировать (нужное подчеркнуть), но никак не расти. Она не генерирует достаточного количества средств даже для выплаты внешних долгов.

Как сообщает Минфин, внешний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2017 года составил USD16,6 млрд, увеличившись с начала года на USD2,9 млрд (с учетом курсовых разниц), или на 21,3%. Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило USD915,2 млн. В январе–ноябре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму USD3769 млн: USD1400 млн — еврооблигации; USD1194,4 млн — правительства и банков РФ; USD 800,0 млн — Евразийского фонда стабилизации и развития; USD 227,8 млн — банков КНР, ect.

То есть старые долги выплачиваются за счет новых, но никак за счет более эффективной работы экономики. Так не может продолжаться до бесконечности. Или экономика все же начнет приносить чистую прибыль, хотя бы превышающую суммы, необходимые для обслуживания долгов, или рано или поздно наступит крах.

Правда, как считают некоторые, последние декреты — № 7 о либерализации бизнеса и создании ИТ-страны — практически полностью разрешили эту и все остальные проблемы нашей экономики. «Прощай, кошмар. 10 самых долгожданных изменений декрета о предпринимательстве», — радостно анонсирует заголовок материала TUT.BY. «В связи с принятием декрета № 7 мы ожидаем активизацию предпринимательства уже в первой половине следующего года», — заявил журналистам 1 декабря в Минске перед началом форума директоров предприятий — победителей премии «Народная марка» заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич. По его словам, декрет — «венец всего пакета документов по раскрепощениаю предпринимательской инициативы». Остался указ по лицензированию, который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение главы государства, передает БелаПАН. «Я думаю, что развитие торговли, рекламы и брендинга — это то, что произойдет в первую очередь», — сказал заместитель министра. Впрочем, оптимистично настроены далеко не все.

Большинство независимых экспертов все же сходится в мысли, что и эти благие начинания нашей власти провалятся, подобно предыдущим. И, как мне кажется, такие оценки все же ближе к истине. Даже высказывания Прокопени и главы государства зачастую взаимно противоположны, хотя они говорят об одном и том же декрете. Это тоже настораживает. Прокопеня упирает на то, что это «суперлиберальный» документ, в то время как Лукашенко подчеркивает, что порядок превыше всего, а работать «айтишники» должны на государство (то есть на него). Иначе же ему такая «гавань» не нужна. Так что прежде чем впадать в эйфорию по поводу «IT-страны», нужно как минимум подождать и посмотреть как все это начнет работать.

Но главная проблема, как мне кажется, даже не в совершенно различном понимании «свободы предпринимательства» у нашей власти и самих предпринимателей. Главная проблема, как лично мне кажется, в том, что это — возможно, последний шанс для текущей власти. То есть если и эти проекты провалятся, как это обычно случалось и ранее, то возможно наступление политической смерти режима. Ибо невозможно десятилетиями вести страну от одного провала к другому без всяких отрицательных последствий для власти. Так не бывает — в какой-то момент и сама система обвалится. И, есть вероятность, что это тот самый момент и есть.

Очевидно, что декреты не меняют систему, а только создают в ее недрах отдельные «зоны» с иным, вроде бы как более либеральным законодательством. Зоны с разным законодательством, в том числе и налоговым, в одной и той же стране, создают, конечно, определенные положительные эффекты, но и несут с собой много опасностей. У людей сразу возникает вполне естественное желание платить по-другому, более льготному варианту. Власть, естественно, с такой практикой будет «жэстачайша» бороться, раздувая и так уже непомерно раздутые силовые и контролирующие структуры. И вряд ли такая силовая «либерализация» поможет — скорее даже поспособствует провалу декретов и ударит по инвестиционному имиджу страны, который по идее, декреты должны были улучшить. Горбачеву в свое время такой «дуализм» ничем не помог.

В целом необходимо единое, благоприятное для развития любого бизнеса законодательство, а не отдельное «декретное право» для айтишников, ремесленников и пр.