На днях в СМИ появилась небольшая, но крайне важная для европейского газового рынка новость: украинские власти заявили о готовности закупать природный газ напрямую у России при условии, что точка учета газа будет перенесена с западной на восточную границу Украины. Украина фактически требует, чтобы точки учета топлива были перенесены с компрессорных станций в Береговом, Дроздовичах, Хусте и Ужгороде на границу с Россией (см. рисунок 1).
Рисунок 1.Схема газотранспортной системы Украины.
Источник:eegas.com.
Здесь крайне важно понимать, что такое «точка учета». Точкой учета называется не некий условный счетчик, который просто определяет количество прибывшего и/или убывшего топлива, а фактическая точка, на которой учет осуществляется по причине того, что поступивший газ передается в оперирование контрагенту. Если ранее природный газ считался российским до момента поступления на западную границу Украины, и только после этого передавался европейским потребителям, то теперь такая «передача» будет происходить на восточной границе Украины.
Именно по этой причине «Газпром» был так недоволен реверсными закупками газа Украиной у европейских стран. Этот реверс, по факту, был виртуальным: газ не уходил в Европу и возвращался назад в Украину физически; напротив, Украина забирала газ, предназначавшийся европейским потребителям (по договоренности с ними). При этом еще не ушедший в Европу газ все еще являлся российским — а значит, по версии «Газпрома», виртуальный реверс был нелегальным. «Газпром» некоторое время пытался блокировать виртуальный реверс за счет отказа от предоставления Украине так называемых шиппинговых кодов (shippingcodes), позволявших отслеживать направление и объемы перекачки газа, однако, эти усилия не были слишком успешными, поскольку сам по себе отказ от предоставления кодов является нарушением договоренностей на транзит газа.
Что даст Украине перенос точки учета на восточную границу? Фактически, это полностью отнимает у российской стороны возможность манипулировать объемами поставок газа через украинскую ГТС: так называемый политический «газовый рычаг» частично исчезнет, что, в перспективе, увеличит энергетическую безопасность Европы и Украины. Как уже отмечалось в предыдущем материале, транзитных мощностей «Газпрома», идущих в обход Украины, не хватит для покрытия пиковых потребностей европейских потребителей, а значит, украинская ГТС все еще остается важным транзитным маршрутом, и при условии переноса точки учета «Газпром» не сможет просто отказаться от украинского транзитного пути.
У такого плана — если он будет реализован — есть несколько изъянов. Во-первых, «Газпрому» придется снизить цену на газ для Украины. В противном случае украинские потребители будут — уже легально — использовать виртуальный реверс, и «Газпром» потеряет украинский рынок при том, что точка учета уже будет перенесена. Во-вторых, текущие расходы на транзит газа оплачивают не европейские потребители, а «Газпром». Поэтому при переносе точки учета стоимость транзита газа будет либо оплачиваться европейскими странами, либо Украине придется взять ее на себя. В-третьих, в зависимости от настроения функционеров «Газпрома» требование перенести точку учета может стать толчком к активизации строительства газопроводов в обход Украины, что только увеличит неопределенность в вопросе энергетической безопасности и сведет на нет усилия по наращиванию технического сотрудничества между «Газпромом» и «Нафтогазом».
Если же договоренность о переносе точки учета все же будет достигнута, и Украина зарекомендует себя как надежный оператор газового транзита в отношениях с европейскими потребителями, Европа окажется еще на шаг ближе к спокойному и предсказуемому рынку природного газа.