? 3 октября в Минскеначала работу первая Конференция почетных консулов Республики Беларусь. Не является ли она попыткой выстраивания дополнительного института доверия и диалога?
Андрей Федоров. Прежде всего, по-видимому, следует напомнить, кто такие почетные консулы. Как правило, это люди, которые не получают жалования, но при этом организуют и финансируют работу почетного консульства. В круг их обязанностей входит защита прав и интересов граждан назначившей их страны, содействие развитию дружественных отношений, расширению политических, торгово-экономических, инвестиционных, культурных, научных и иных связей с зарубежными странами.
В нашем случае все 80 белорусских почетных консулов в 57 государствах являются гражданами этих стран, среди которых есть довольно экзотические, как, например, Мьянма или Непал. Но поскольку, как представляется, об укреплении доверия и диалога есть основания говорить лишь в приложении к Европе и США, то данное направление будет выделено особо.
Итак, белорусские почетные консулы имеются в Бельгии (1), Болгарии (1), Великобритании (1), Германии (2), Греции (1), Ирландии (1), Испании (1), Италии (5 — столько же, сколько в России и, что несколько странно, в Турции), Кипре (1), Литве (1), Нидерландах (3), Словакии (1), Словении (1), США (2), Франции (2) и Хорватии (1), то есть в общей сложности 25 человек в 16 странах.
На открытии мероприятия выступил глава внешнеполитического ведомства Беларуси Владимир Макей. Он отметил, что почетные консулы стали неотъемлемой частью единой команды, нацеленной на налаживание партнерских контактов и продвижение белорусских интересов за рубежом.
К сожалению, конкретных примеров подобной деятельности приведено не было, за исключением упоминания почетного консула в Техасе Геерта Виссера, который, по словам министра, специально приезжал сюда, встречался с представителями белорусского бизнеса и рассказывал, как нужно работать в Соединенных Штатах Америки.
Сие, разумеется, отнюдь не следует понимать так, что остальные представители трудятся недостаточно эффективно, просто у каждого из них, естественно, свои возможности, иногда большие, иногда меньшие. Думается, в целом эти люди приносят нашей стране определенную пользу, особенно если учесть, что обходятся они ей не слишком дорого.
Вместе с тем утверждать, что данный корпус может служить существенным фактором в плане общей нормализации отношений Беларуси с Западом, было бы явным преувеличением. Для содействия решению этой проблемы они должны были бы находиться не в провинции, как подавляющее большинство из них, а в столицах, и к тому же обладать солидным политическим весом.
Что же касается, как было сказано, внесения «существенного вклада в выстраивание прочных „мостов“ между нашими странами», то для реального достижения такой цели их должно быть в десятки, если не в сотни, раз больше. Пока, судя по всему, по разным причинам осуществить это не удается.