Как дело против независимых профсоюзов может отразиться на белорусско-европейских отношениях?
Денис Мельянцов. Напомним, что 2 августа сотрудниками Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК) был произведен обыск в офисах Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) и Белорусского независимого профсоюза (БНП). В результате обыска были конфискованы компьютеры, были задержаны, но затем отпущены лидеры организаций Геннадий Федынич и Николай Зимин, а председатель Минской городской организации профсоюза РЭП Игорь Комлик помещен в спецприемник-распределитель. Им предъявлены обвинения в злоупотреблениях в финансовой деятельности и неуплате налогов.
В официальном заявлении КГК говорится о том, что «председатель и главный бухгалтер профсоюзной организации с целью личного обогащения открыли от имени профсоюза счета в зарубежных банках, на которые постоянно поступали крупные суммы денежных средств»; «должностные лица профсоюза нарушили требование Национального банка Республики Беларусь о необходимости получения специального разрешения на открытие счетов за рубежом»; «пытались скрыть факты получения за пределами нашей страны доходов и уклониться от уплаты налогов с этих доходов».
Многие аналитики уже сравнили это дело в «делом Беляцкого», которому также инкриминировалась неуплата налогов в крупном размере. Действительно, власти действуют против своих оппонентов (независимые профсоюзы принимали активное участие в весенних акциях протеста) опробованными методами. И это не удивительно. Интересно то, что неправительственные организации, действующие в оппозиционном поле и получающие финансирование из-за границы, продолжают работать вне правовых рамок Республики Беларусь, несмотря на предыдущий неприятный опыт коллег, становясь таким образом лёгкой мишенью для правоохранительных органов.
Председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук уже прокомментировал обыски и задержания с изрядной долей критики в адрес своих коллег по цеху: «Сегодня мне ситуация вроде бы диктует говорить, что „кровавый режим“ наехал на моих людей, на мою организацию, но надо быть объективным. Я не могу сегодня говорить про „кровавый режим“ и „белых и пушистых“ моих коллег. Наломали они дров».
Тем не менее, совет БКДП заявил о том, что проведением обыска власти грубо нарушили закон «О профессиональных союзах», ратифицированную Беларусью Конвенцию МОТ «О свободе ассоциаций», гарантирующих неприкосновенность офисов профсоюзов. Руководство БКДП также проинформировало «об очередном нарушении прав профсоюзов в Беларуси Международную организацию труда (МОТ) и Международную конфедерацию профсоюзов (МКП)».
Действия белорусских властей безусловно будут встречены негативно в Европейской союзе, как и любые проявления давления на оппонентов власти на фоне усилившегося политического и экономического диалога между Брюсселем и Минском. Нужно помнить, что именно из-за давления на независимые профсоюзы в 2007 году Беларусь была исключена из Обобщенной системы преференций (ОСП) Евросоюза после расследования МОТ. Но важно также помнить, что и процесс исключения Беларуси из ОСП Евросоюза, и реакция на «дело Беляцкого» происходили на фоне похолодания отношений Беларуси с Западом. Сейчас же мы наблюдаем совершенно иную тенденцию. Плюс ко всему отношение к Минску поменялось в связи с событиями в Украине и общим изменением стратегической ситуации в регионе. Будет также принято в расчёт неоднозначное отношение к разбирательству даже в среде самих независимых профсоюзов.
Беларусь, также как и Евросоюз, не заинтересована в сворачивании этого диалога, поэтому, в отличие от «дела Беляцкого», власти не станут действовать чрезмерно жёстко, а, скорее, изберут меру экономического давления на неподконтрольные профсоюзы. Дело «Белого Легиона» выразительно продемонстрировало, что даже несмотря на грозные обвинения, власти стараются не держать фигурантов за решёткой, дабы не провоцировать таким образом международную критику.
Таким образом, скорее всего, следует ожидать в меру критических заявлений по поводу происходящего со стороны Евросоюза. Но белорусско-европейский диалог может быть поставлен под угрозу только в случае появления в стране политических заключённых, признанных таковыми международными правозащитными организациями. От этого, в свою очередь, будет воздерживаться белорусское руководство. По крайней мере пока в стране сохраняется политическая стабильность.