На этой неделе Минск едва ли не впервые посетила делегация Европарламента по связям с Беларусью, которая провела встречи с высокопоставленными представителями правительства и Национального собрания. Означает ли это, что данная организация, которая отличалась, пожалуй, самой жесткой критикой белорусского режима, тоже решила сменить гнев на милость?
Андрей Федоров. История взаимоотношений этой делегации с нашей страной насчитывает уже четверть века. На первых порах она отвечала за связи не только с Беларусью, но и с Молдовой и Украиной. Что примечательно, в течение достаточно длительного времени, несмотря на весьма критическое отношение ее членов к здешним реалиям, особых проблем с посещением у них не возникало.
Перемены начались в 2002 году, когда были созданы аналогичные делегации для каждого из трех государств. Тогда же Минск перестал выдавать визы членам белорусской группы, причем подобная ситуация сохранялась достаточно долго.
Однако в связи с очередной либерализацией отношений РБ с объединенной Европой в июне 2015 года делегация все же попала в Беларусь, где имела встречи во внешнеполитическом ведомстве, Центризбиркоме, Минюсте и Совете республики, а также с представителями оппозиции, НГО и родственниками политзаключенных.
Так что нынешний визит первым не является. Вместе с тем, есть принципиально новый аспект, который заключается в том, что на сей раз гости не уклонились от контакта с руководством Палаты представителей, чего ранее старательно избегали, так как Европарламент до сих пор не признает сей орган легитимным.
Уровень официальных контактов европарламентариев тоже оказался на сей раз более высоким. В частности, в числе их собеседников был глава МИД Владимир Макей. Таким образом, наличие определенного снижения напряженности в отношениях на парламентском уровне отрицать нельзя. По сравнению с состоянием дел еще пятилетней давности перемены выглядят существенными, в свете чего, по-видимому, и возникает вопрос, не является ли такой подход отступлением с занятых ранее моральных рубежей.
Действительно, по словам главы делегации Богдана Здроевского, «поддерживать прямые каналы связи с властями Беларуси, в том числе в вопросах, в которых наши позиции отличаются, критически важно для развития дальнейших отношений». Отсюда можно сделать вывод, что оппозиция утратила монополию на контакты с ЕС уже и на парламентском поле.
В то же время он сообщил, что хоть на переговорах с официальными лицами и были отмечены некоторые положительные изменения в нескольких секторах сотрудничества, сохраняющиеся значительные противоречия также не были забыты.
О том, что Европарламент внимательно отслеживает положение в Беларуси, свидетельствует, например, принятие им в апреле резолюции, осуждающей жестокое подавление властями весенние протестные выступления и предупреждающей о возможности возврата к санкциям.
Кроме того, по-прежнему, судя по всему, не приносят никаких плодов усилия Национального собрания, нацеленные на попадание в «Евронест» — парламентскую ассамблею «Восточного партнерства».
Таким образом, несмотря на отдельные перемены, для беспокойства о том, что Европарламент перейдет на другую сторону, вряд ли могут быть серьезные основания. Другое дело, что даже в таком случае кардинально изменить ситуацию в Беларуси он не в состоянии…