На днях глава государства встретился с главой своей администрации и дал ей поручения оптимизировать и дебюрократизировать госаппарат, а также«расставить точки надi» в ряде процессов. Что это за политика и каких результатов от нее ожидать?

Инна Ромашевская.Пожалуй, ни один крупный белорусский чиновник не получает такие обтекаемые, расплывчатые поручения от президента, как руководитель президентской администрации. В данном случае Наталья Качанова. Это, конечно, может означать, что между президентом и главой администрации существует особый коммуникационный код, скрывающий секреты государственной важности от непосвященных. Хотя, скорее, верно другое: любое указание президента — сколь угодно туманное — г-жа Кочанова способна уловить и перевести на язык постановлений и графиков. Любой руководитель знает, как важно иметь подчиненного, который способен схватить на лету и довести до ума начальственные идеи, которые, вероятно, даже в самом начальственном мозгу толком еще не оформились.

Что же касается мероприятий с участием президента, которые в самом ближайшем времени должны будут «расставить все точки над i» во всех сферах от ЖКХ до образования, то этот формат работы с правительством нам хорошо знаком. Можно ожидать, что будет заявлено о недопустимой ситуации, указано на необходимость проявлять заботу о народе, а также роздано несколько решительно звучащих поручений немедленно все поправить.

Впечатляющие сами по себе, эти мероприятия, к сожалению, не являются заменой полноценной государственной политике. Например, считается, что государственная политика должна быть системной и предсказуемой. Хотя, конечно, трудно говорить о предсказуемости, когда правительству вначале ставят заведомо невыполнимые поручения (например, добиться внезапного роста ВВП или средней зарплаты в тысячу рублей), а потом отчитывают за провалы и требуют немедленного исправления ситуации под угрозой тотальной отставки и «отрывания голов».

Что касается оптимизации числа госслужащих, то, как мы недавно узнали, в вертикали власти она уже завершена. Осталось дело за бюджетными организациями и силовыми структурами. «Отряд не заметил потери бойца», — можно воскликнуть по этому поводу, хотя сокращение трети чиновников во всех государственнных структурах по всей Беларуси (как первоначально казалось), каким-то образом неминуемо должно было отразиться на качестве их работы. Остается лишь поздравить г-жу Кочанову с успешным ходом оптимизации, а удержавшихся на своих местах госслужащих — с грядущим повышением заработной платы.