? Министр труда и социальной защиты Беларуси Ирина Костевич отрапортовала, что власти дошли до каждого человека, и все, кто хотел трудоустроиться, сделал это. Поручение Президента о трудоустройстве всех желающих выполнено. В чем смысл такого выполнения и таких поручений?
Наталья Рябова. Напомним, что поручение было дано Президентом 9 марта на совещании об актуальных вопросах развития страны, причем особое внимание нужно было уделить трудоустройству любовниц и прочих связанных лиц. Их надо было трудоустроить досрочно — до 1 апреля. И отчитываться об этом было поручено вовсе не Минтруда, а начальнику Оперативно-аналитического центра. О результатах этого этапа борьбы с безработицей публично не объявлялось. А 23 апреля в послании белорусскому народу и парламенту Александр Григорьевич напомнил о предстоящем дедлайне — дне труда, 1 мая. И по его прошествии о беспрецедентном окне трудовых возможностей было объявлено.
Поручение это, в свою очередь, стало результатом эпопеи противостояния с «тунеядцами». Поскольку принудить их уплатить взнос на финансирование социальных расходов государства не удалось, то избавиться от проблемы, не потеряв лицо, стало возможным только путем устранения тунеядцев, то есть через массовое трудоустройство. Как бы и декрет о социальном иждивенчестве не отменяем, на попятную не идем и слабость не проявляем. Просто декрет не к кому будет применять — все в поле, у станка или с метлой.
Популизм и сохранение лица и есть единственный видимый смысл такого поручения. К полноценному созданию рабочих мест подходят по-другому — стимулируя частный бизнес, поощряя его развитие и расширение, привлекая инвестиции. И проводя прочие реформы, которые, как известно, мы делать не будем. «А вдруг провалимся». А вот порасклеивать объявления на подъездах с предложением ознакомиться с вакансиями, имеющимися в распоряжении ближайшего исполкома, — это мы можем и умеем.
Видимо, Президент остался доволен выполнением поручения. Во всяком случае, пока мы не услышали, как в случае с тунеядцами, что на местах не так поняли, отнеслись формально и в целом исказили благое намерение.
Так что к выполнению особых нареканий нет. Какое поручение — такое и выполнение. Что могли сделать при ясно выраженном послании сверху ничего глобально не трогать и не менять — то и сделали, о том и отчитались.
К концу год подобный финт нужно еще сделать с поручением «по 500» — с требованием обеспечить среднюю зарплату на уровне 1000 рублей. Тут уже сложнее, думаю, без филигранного владения методами статистических вмешательств обойтись будет нельзя. Альтернатива — доклад в стиле «не смогли» — была бы честным ходом, но таковой никому не выгоден. Так что продолжим жить в королевстве кривых зеркал, напоминающих советские «приписки» и по сути, и по риторике.