Чтобы изменить нынешнюю обременительную модель сотрудничества с Китаем, основанную преимущественно на «связанном» кредитовании, официальный Минск разработал специальные условия для вхождения китайских компаний в акционерный капитал 22 белорусских предприятий.

За последние 5 лет объем прямых китайских инвестиций в Беларусь составил около USD100 млн, а импорт товаров, который финансировался в основном за счет связанных кредитов КНР, — почти USD9,8 млрд. Очевидно, что такая модель сотрудничества оборачивается ростом внешнего долга Беларуси, что вызывает серьезную обеспокоенность белорусского руководства. Помимо этого, условия китайского кредитования, что называется, связывают руки белорусским предприятиям в части покупки оборудования, а белорусских строителей вынуждают искать работу за рубежом, в то время как здесь их место занимают китайские рабочие.

ОАО для китайских инвесторов

Сменить парадигму сотрудничества с Китаем Минск пытается давно, однако пока принципиально поменять ее не получается. Теперь предпринята еще одна попытка — продажа китайским компаниям госпакетов акций 22 белорусских ОАО. Среди них ОАО «Горизонт», «Могилевхимволокно», «Гомсельмаш», ОАО «БАТЭ» (управляющая компания холдинга «Автокомпоненты»). «Это те организации, где бы мы хотели видеть инвесторов, в том числе китайских», — рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев 21 февраля на пресс-конференции.

Похоже, за полгода этот список немного «похудел». В сентябре 2016 года замминистра экономики Александр Ярошенко говорил, что список включает 25 акционерных обществ. В перечне, как было сказано, «есть и топовые бренды, и компании поменьше». Отрасли — разные: промышленность, в том числе производство металлоконструкций, энергетика, строительная отрасль — в частности, предприятия цементной отрасли. Он также рассказал, что сотрудничеством с белорусской компанией «Серволюкс», Дзержинской птицефабрикой и т. д. заинтересовалась крупнейшая продовольственная компания Китая Cofco.

Можно предположить, что включенные в перечень небольшие белорусские компании, работающие в сфере сельхозпереработки, имеют гораздо больше шансов привлечь интерес китайских компаний, чем белорусские промышленные флагманы.

Взять хотя бы ОАО «БАТЭ». В 2016 году Госкомимущество повторно выставляло на продажу по конкурсу госпакет акций в размере 25% + 1 акция ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». Пакет продавался с условиями. Купить его могла только профильная транснациональная корпорация, с помощью которой белорусское предприятие могло рассчитывать на технический рынок и выход на новые экспортные рынки. Еще в 2015 году продавец объявлял и стартовый объем инвестиций для этой сделки — не менее USD 40 млн, которые должен был вложить покупатель. В 2016 году сумма инвестиций не называлась, но, как можно предположить, она стала бы предметом дополнительного торга, если появится покупатель на этот пакет.

В течение трех последних лет белорусское правительство выставляло на продажу госпакет (25% + 1 акция) холдинга «Горизонт», однако он не вызвал интереса у инвесторов. Для этого предприятия оно ждет стратегического инвестора — компанию, занимающую ведущее место в мировом рейтинге бытовой техники и промышленной электроники. В 2015 году государство ожидало получить в развитие холдинга не менее USD 30 млн (сумма была не окончательной), но в 2016 году объем инвестиций не был заявлен (вероятно, для последующего торга в случае появления инвестора).

Получается, что, некоторые попавшие в перечень для привлечения китайских инвестиций белорусские ОАО пребывают в качестве «невесты на выданье» уже несколько лет.

Появится ли для них китайский «жених» сейчас?

Продажа госпакетов акций в Беларуси, согласно национальному законодательству, осуществляется по решению президента. А условия продажи госпакетов готовит отраслевое министерство. Как правило, отраслевые чиновники стараются нагрузить инвестора по максимуму: требуют от него сохранить только профиль предприятия, но и персонал, гарантировать высокую зарплату персоналу и пр. При этом инвестор обязан не только заплатить немаленькую сумму за госпакет, но и дополнительно вложить деньги в модернизацию предприятия.

По сути, инвестору предлагают фактически дважды заплатить за право стать совладельцем или же владельцем предприятия. Инвесторы считают, что это несправедливо, и это — одна из причин того, что желающих войти в акционерный капитал белорусских предприятий в последнее время не наблюдается.

В 2016 году в Беларуси не было ни одной приватизационной сделки с госпакетами акций, хотя Госкомимущество было готово продать на аукционах и по конкурсу госпакеты акций 56 ОАО. (в том числе «БАТЭ», «Горизонта», Гомельского радиозавода, «Коралла» и т. д.). «Сделок не было не потому, что мы не довели их до конца, а потому, что предложений не поступало вообще. Интереса никакого не было. Мы даже не могли зацепиться за какого-то инвестора и довести приватизацию до логического завершения», — признался первый заместитель председателя Госкомимущества Алексей Васильев 21 февраля.

Чтобы избежать фальстарта при реализации приватизационных сделок с китайскими компаниями, подход к ним будет особый. Разработкой предложений для потенциальных инвесторов из Китая занимались не отраслевые ведомства и министерства, а специально созданная рабочая группа по сотрудничеству и механизмам взаимодействия между Госкомимуществом Беларуси и Комитетом по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете Китая. Созданию этой группы предшествовало рамочное соглашение о сотрудничестве и механизмах взаимодействия между ведомствами, которое было подписано в сентябре 2016 года в Пекине в присутствии глав государств Александра Лукашенко и Си Цзиньпина.

Специально созданная рабочая группа определила подходы к приватизации 22 предприятий китайскими компаниями. Один из вариантов — продажа акций, когда деньги от их продажи уходят в бюжет, а инвестор при этом должен дополнительно вложить в развитие предприятия. Второй вариант — вхождение инвестора в акционерный капитал предприятия через допэмиссию; в этом случае предприятие сразу получает деньги для развития, а инвестор — акции предприятия.

«Мы понимаем, что в отдельные моменты требовать от инвестора и купить акции, и вложить в модернизацию — наверное, это не всегда правильно. Поэтому по отдельным направлениям мы сформировали предложения по допэмиссии. Таким образом, инвестор получает возможность вливания денег непосредственно в само предприятие и получает за это процент акций», — рассказал чиновник.

По каждому из ОАО инвестору предложат госпакет. «Если мы предлагаем такие серьезные предприятия и ожидаем серьезных инвесторов, в том числе из Китая, мы готовы продать и более 50% акций ради того, чтобы предприятия получили инвестиционный капитал», — подчеркнул А. Васильев. Да, добавил он, вхождение инвестора в акционерный капитал через допэмиссию акций — это не новация для белорусской приватизационной практики, «но — один из честных механизмов, когда инвестору говорят: дай денег и получи акции, и при этом деньги, которые ты даешь, они пойдут в развитие предприятия».

Он также отметил, что по условиям приватизации каждого предприятия, претендующего на привлечение китайских денег, шли очень жаркие дебаты. «Госкомимущество играло главную на скрипку в этом процессе, — под нашей крышей они проходили очень конструктивно. Нам удалось выйти на конечный результат. С нами согласилось и правительство, и глава государства», — рассказал А. Васильев.

Предложения об инвестировании в белорусские предприятия были переданы во время визита китайских специалистов в Беларусь в конце декабря 2016 года.

Допэмиссия в Беларуси: редкая возможность для инвестора

Белорусское приватизационное законодательство давно допускает возможность вхождения инвестора в белорусские ОАО с помощью проведения дополнительной эмиссии акции. Другое дело, что воспользоваться такой возможностью было позволено немногим инвесторам.

Первая такая сделка была реализована в 1996 году. Тогда с помощью допэмиссии был приватизирован Могилевский металлургический завод, специализирующийся на выпуске чугунных труб, дроби и литья. Инвестором стала украинская группа «Интерпайп». «Дочка» «Интерпайпа», американская фирма Boston Trading Conn., таким образом купила 38,8% акций завода за USD 5,4 млн. По инвестиционному соглашению с белорусскими властям компания получала приоритетное право на приобретение еще 25% акций предприятия в случае успешного выполнения своих обязательств. Однако в 1998 году инвестору в этом отказали, разрешив купить еще лишь 5% акций за USD 3 млн. Позже в результате изменений в уставном фонде Могилевского металлургического завода доля инвестора снизилась до 38,6%, а государства возросла до контрольного пакета — 54%. С 2012 года это предприятие вошло в состав холдинга «Белорусская металлургическая компания».

В 2011 году российская группа «Гидромашсервис» (ГМС), один из крупнейших в России и СНГ производителей насосного оборудования для нефтегазового комплекса, в процессе дополнительной эмиссии акций ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» получила 57% в уставном капитале белорусского предприятия. Сумма эмиссии составила USD 9,7 млн.

Этой сделке предшествовала долгая история. «Гидромашсервис» интересовался покупкой Бобруйского машиностроительного завода еще с 2005 года. В то время российский инвестор готов был инвестировать в развитие завода более USD 15 млн, но при этом выставлял ключевое условие — получение контрольного пакета акций завода. Однако белорусские власти не хотели терять контроль над этим заводом. В 2010 году правительство Беларуси попыталось продать госпакет акций Бобруйского машиностроительного завода по конкурсу, но затея потерпела фиаско из-за отсутствия заявок. Тем не менее российская компания обозначила интерес к заводу и направила в Госкомимущество письмо с просьбой рассмотреть процедуру прямых переговоров по его приватизации. Свое предложение инвестор аргументировал тем, что предприятию нужны серьезные инвестиции. В конце концов, сделку удалось довести до логического завершения, но, по имеющейся информации, в ее орбиту был вовлечен даже Владимир Путин, который на переговорах с Лукашенко настоял на ее реализации.

Допэмиссия — любимый инструмент белорусского государства

Если с помощью допэмиссии как наиболее «честного» для инвестора способа приватизации в Беларуси реализованы единичные сделки, то для государства это — едва ли не самый востребованный инструмент для возврата приватизированных активов в госсобственность.

Поводы для таких действий со стороны государства находились разные: например, конфликты с менеджментом предприятий, «внешние угрозы» — если на покупку крупного пакета претендовал нежелательный инвестор. В последние годы в качестве причины чаще всего называлось желание ускорить модернизацию. Работает такая схема просто: государство «вливает» деньги в предприятие через допэмиссию, в результате чего доли крупных собственников уменьшаются, а госдоля — наоборот, вырастает.

Некоторые экономисты называют этот процесс национализацией, что вряд ли корректно. Ведь этот термин предполагает своевременную и полную денежную компенсацию инвестору стоимости национализированного имущества, — только в этом случае национализация считается законной. Однако белорусские власти вопросы законности часто игнорировали.