В то время как 2016 год подходит к концу, прогнозы на 2017 год окутаны неопределенностью. Напряженность на Ближнем Востоке нарастает, а в Европе и Соединенных Штатах возникли популистские движения.

На Ближнем Востоке продолжается трагический конфликт в Сирии — вопреки нескольким попыткам сближения, которые оказались безуспешными из-за фундаментальных разногласий по поводу будущей роли президента Сирии Башара аль-Асада в возможном мирном процессе или в процессе политического перехода. В то же время на прошедшей неделе сирийские правительственные войска, поддержанные Россией и Ираном, отбили почти весь Алеппо — крупнейший город Сирии, ныне совершенно опустошенный войной.

Одна из приоритетных задач в предстоящем году — достижение мира в Сирии. Это потребует тесного регионального и международного сотрудничества. 27 декабря Иран, Россия и Турция проведут трехстороннюю встречу в Москве с целью обсуждения политического решения сирийского конфликта. Эта встреча, если она состоится, скорее всего, будет омрачена нехорошим осадком в связи с убийством посла России в Турции. В принципе не удивительно, что именно эти стороны, а не США и Европейский союз, будут вести переговоры по поводу такого соглашения.

Одно из позитивных изменений в этом году — подписанное в марте ЕС и Турцией соглашение по решению кризиса беженцев. С начала сирийского конфликта Турция приняла порядка трех миллионов сирийских беженцев. Хотя европейско-турецкие отношения сегодня переживают не лучшие времена, диалог между двумя сторонами должен продолжаться и в 2017 году — не в последнюю очередь из-за общих интересов, которые обусловлены не только экономической взаимозависимостью, но и кризисам беженцев, а также совместной борьбой с терроризмом.

Европейская политика в будущем году будет во многом будет завязана на Brexit-переговоры. В марте Соединенное Королевство, вероятно, ссылаясь на 50-ю статью Лиссабонского договора, запустит формальную процедуру выхода из ЕС. Основная задача состоит в том, чтобы достичь соглашения, которое гарантирует благополучие будущих отношений между ЕС и Великобританией. Это будет непросто, а переговорщики ЕС запланировалидостичь этого всего за 18 месяцев. Хотя многое остается неясным, очевидно. что если Великобритания хочет сохранить доступ к единому европейскому рынку, то придется принять четыре свободы ЕС включая свободное передвижение работников.

В 2017 году, в некоторых европейских странах пройдут всеобщие выборы, и существует риск того, что изоляционистские, анти-европейские популистские движения устроят яркое шоу. Для ЕС потерять страну, столь важную в военном и экономическом отношении, как Великобритания, — это весьма плохо; но потерять государство-учредителя ЕС — такое, как Франция — было бы трагичным.

К счастью, после референдума Brexit взгляды многих европейцев относительно ЕС фактически изменились в лучшую сторону. Но это не снижает проблему для правительств ЕС в будущем году. Они должны объединить общества, разделенные мощными глобальными силами — такими, как глобализация и быстрые технологические изменения.

Референдум Brexit, а затем победа Дональда Трампа на президентских выборах в США сигнализировали о росте популизма на Западе. Но теперь, когда Трамп наполняет свой кабинет олигархами и бывшими военными, у нас есть основания сомневаться в том, что он выполнит свое обещание управлять страной без вашингтонского «истэблишмента».

С новой администрацией Трампа пока еще много неясности, но нет никаких сомнений в том, что его отказ от многосторонних учреждений поставит под угрозу международные усилия по сотрудничеству в решении наиболее серьезных проблем в мире. Это таит в себе опасность для отношений между США и ЕС. В предыдущие годы Парижское климатическое соглашение и ядерная сделка с Ираном были прекрасными примерами международного взаимодействия. В ближайшие годы таких примеров может стать меньше.

Сейчас более чем когда-либо нам нужен такой диалог, который создаст стратегическое доверие между великими державами. Тем не менее, заявления Трампа ставит под сомнение, что США продолжат следовать политике «одного Китая», и это может нанести серьезный ущерб отношениям между двумя крупнейшими экономиками мира. Точно так же, несмотря на пророссийские наклонности некоторых фигур из команды Трампа, американо-русским отношений также не хватает стратегического доверия из-за военного вмешательства России в Сирию, ее вторжения на восток Украины и ее предполагаемого вмешательства в выборы в США.

Будущий год будет особенно важен для Европы. Отношения между ЕС и США должны оставаться тесными, основанными на взаимном уважении к демократии, свободе и правах человека. После бурного и бедного на позитивные новости 2016 года 2017 год обещает быть годом вызовов и неопределенности. Самая большая неопределенность состоит в следующем: это просто конец еще одного года, или конец геополитической эпохи?

Источник:Project-syndicate

Перевод:Наше мнение