В предыдущем материале серии, посвященной страновой конкурентоспособности Беларуси, мы рассматривали динамику основных индикаторов конкурентоспособности страны. Как было продемонстрировано, Беларусь значительно уступает странам-соседкам по различным показателям составляющих конкурентоспособности. Хотя в период с 2000 по 2014 годы Беларусь смогла обеспечить высокие темпы роста и улучшение бизнес-среды, страна до сих пор испытывает трудности с уровнем развития транспортной инфраструктуры и c уровнем коррупции. Наибольшие трудности Беларусь испытывает в едва ли не самой важной составляющей конкурентоспособности — качестве институтов, которые определяют «правила игры» для экономических агентов.

В данном материале мы сосредоточимся на анализе государственных программ развития Беларуси, точнее, рассмотрим, насколько в направления деятельности и целевые показатели программ заложено увеличение индикаторов, влияющих на страновую конкурентоспособность. Следует отметить, что данный вопрос уже частично рассматривался в исследовании BISS, где проводился анализ программы деятельности Правительства РБ на 2011–2015 годы, программы социально-экономического развития на 2011–2015 годы, и сопутствующих им секторальных программ. Используя методологию указанно выше исследования, в данном материале мы сосредоточимся на анализе обновлённой программы деятельности и программы социально-экономического развития, действительных для 2016–2020 годов. Стоит отметить, что здесь мы не будем рассматривать, эффективность тех или иных мер по повышению уровня страновой конкурентоспособности: нас будет интересовать, учтены ли они в принципе в государственных программах развития.

Итак, все ли составляющие конкурентоспособности учтены в программах развития на 2016–2020 годы? Если нет, то какие? Усилило ли белорусское государство деятельность по повышению показателей конкурентоспособности для попадания в топ-30 рейтинга Всемирного экономического форума, как это планировалось в программе деятельности правительства на 2011–2015 годы?

Общие характеристики программ

Программа деятельности правительства РБ на 2011–2015 годы стала первой государственной программой, в которую было включено направление, меры по реализации которого должны были привести к попаданию Беларуси в топ-30 рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Хотя в целях и задачах этого направления существовал ряд недостатков, в общем и целом они (по крайней мере, на бумаге) должны были способствовать росту страновой конкурентоспособности Беларуси — проседания были лишь в части образования, качестве институтов и транспортно-логистической составляющей.

Примечательно, но в программе деятельности правительства РБ на 2016–2020 годы направление по повышению страновой конкурентоспособности и попаданию в рейтинг ВЭФ не прописано вовсе. Нет его и в программе социально-экономического развития, куда, по логике, могло бы быть «перемещено» это направление. Программа деятельности говорит о конкурентоспособности лишь в терминах сравнительной конкурентоспособности отдельных секторов экономики в сравнении со странами региона.

Это, однако, не говорит о том, что белорусские власти отказались от повышения страновой конкурентоспособности Беларуси — скорее, здесь произошел отказ от отдельных действий по попаданию в рейтинг ВЭФ, причины отсутствия Беларуси в котором связаны не с низкой конкурентоспособностью, но с недоверием составителей рейтинга к отдельным официальным данным, используемым для его расчета. Хотя отсутствие отдельного направления по повышению страновой конкурентоспособности показательно, действия властей в других направлениях так или иначе повышают (или понижают) конкурентоспособность страны по отдельным показателям, влияя, тем самым, на общий уровень страновой конкурентоспособности.

Составляющие конкурентоспособности в программах развития на 2016–2020 годы

Страновая конкурентоспособность является комплексным понятием — она состоит из оценки успешности страны в целом ряде параметров и подпараметров. Рейтинг ВЭФ выделяет 10 основных параметров конкурентоспособности [1]:

Следующие направления деятельности программы деятельности правительства РБ на 2016–2020 годы и программы социально экономического развития на 2016–2020 годы прямо или косвенно содействуют повышению показателей в параметрах конкурентоспособности:

При сопоставлении этих двух списков становится видно, что в рассматриваемых программах в той или иной мере учтены все параметры конкурентоспособности. Однако, в случае с белорусскими программами развития дьявол кроется в деталях, и при ближайшем рассмотрении целый ряд подпараметров остается неучтенным.

Отдельно здесь необходимо оговорить проблемы, связанные с оценкой достижения целей и задач в рамках программ. Обе рассматриваемые программы страдают от отсутствия целевых индикаторов и скорее являются декларацией намерений — по большинству направлений для них лишь указано, что определенная цель или задача «будет достигнута», при том, что меры и механизмы достижения задач, а также критерии оценки достижимости отсутствуют.

Институты

Повышение качество институциональной среды и эффективности госуправления традиционно является самой слабой стороной белорусских программ развития. В том время как рейтинг ВЭФ учитывает 21 подпараметр параметра «качества институтов», программа деятельности правительства условно учитывает только два из них, указывая на необходимость уменьшения количества дублирующих функций и разграничение сфер деятельности государства как регулятора и собственника. Большинство же задач направления «Эффективное государственное управление» программы деятельности правительства — ничего не значащие вещи, вроде «Повышения престижа Национального собрания РБ» или «формирования компактного Правительства».

Инфраструктура

В целях и задачах направлений, ответственных за развитие инфраструктуры учтены практически все подпараметры конкурентоспособности, относящиеся к параметру «Инфраструктура». Однако фокус программ в значительной мере смещен на улучшение инфраструктуры ЖКХ — развитию дорожной и телекоммуникационной инфраструктур уделено мало внимания. Развитие инфраструктуры аэропортов ограничивается строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минска.

Макроэкономическая среда

Параметр конкурентоспособности «макроэкономическая среда» учтен в рассматриваемых программах полностью — в этом отношении они идут даже дальше, чем предыдущие программы развития — за счет учета целей и задач по регулированию госдолга, лишь вскользь упомянутого в программах развития на 2011–2015 годы.

Здоровье и начальное образование

Параметр здоровья и начального образования учтен в несколько меньшей степени, нежели в программах на 2011–2015 годы. Это касается в первую очередь подпараметра «качество начального образования»: из программ исчезли отдельные цели и задачи по повышению качества начального образования, а акцент в этом отношении сделан на увеличении охвата детей начальным образованием. Подпараметры, касающиеся здравоохранения, — профилактика ВИЧ, хронических заболеваний, снижение детской смертности и т. д., — учтены в программах ровно в той же степени, что и в программах на 2011–2015 годы.

Высшее образование и подготовка

Успехи в учете показателей параметра «Высшее образование и подготовка» в программах на 2016–2020 годы противоречивы. С одной стороны, в направлениях деятельности, касающихся высшего образования и подготовки, были учтены подпараметры, отсутствовавшие в программах на предыдущий период: внедрение системы «образования через всю жизнь», повышение качества и доступности программ переподготовки и повышения квалификации, а также повышение доступности и качества бизнес-образования. С другой стороны, в отношении системы высшего образования акцент сделан на усиление связи между образованием и рынком труда: подпараметр качества подготовки по точным и техническим наукам не учтен, а также не учтен подпараметр развития исследовательской, научной и лабораторной инфраструктур.

Эффективность продуктовых рынков

Параметр эффективности продуктовых рынков в программах на 2016–2020 годы учтен в большей мере, нежели в предыдущих программах. В основном это обусловлено большим вниманием, уделенном мерам по развитию антимонопольной политики, развитию внутренней конкуренции, и оптимизации налогового регулирования — в предыдущих программах акцента на этом не было.

Эффективность рынка труда

Хотя подпараметры эффективности рынка труда учтены в программах на 2016–2020 годы (например, привязка роста зарплат к росту производительности труда), в основном этот степень учета этого параметра испытывает те же проблемы, что и в предыдущих программах. Так, в обновленных программах не учтены меры по привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа и меры по защите рынка труда от «утечки мозгов». Кроме того, в программах полностью отсутствуют меры по повышению гибкости системы оплаты труда, а также по легкости найма сотрудников на работу и их увольнения.

Развитие финансовых рынков

Хотя одним из направлений программы социально-экономического развития РБ на 2016–2020 годы является «Создание полноценного финансового рынка», в действительности параметр финансовых рынков учтён в программах развития на 2016–2020 годы в меньшей степени, нежели в предыдущих программах. В рассматриваемых программах акцент делается на снижении стоимости банковских услуг для пользователей и либерализации валютной системы. Речи о развитии рынка ценных бумаг в программах не идет, хотя учитывается развитие страхового рынка. Кроме того, остается не учтенным подпараметр доступности венчурного инвестирования.

Размер рынков

Параметр размера рынков достаточно сложно учесть в программах развития: по большому счету, для него необходимая высока покупательная способность населения (подпараметр внутреннего рынка), а также большое количество рынков сбыта (подпараметр внешних рынков). Подпараметр внутреннего рынка косвенным образом может быть увеличен за счет повышения показателей в других подпараметрах (например, макроэкономическая стабильность и/или рост доходов населения). В отношении подпараметра внешних рынков и подпараметра объемов экспорта уровень их учета остается прежним в сравнении с программами на 2011–2015 годы: для повышения объемов экспорта и выхода на новые рынки в программах на 2016–2020 годы предусмотрены отдельные направления.

Инновации

Развитие инноваций — «изюминка» программ развития на 2016–2020 годы, им посвящены отдельные и достаточно крупные направления. При этом программы учитывают практически все необходимые подпараметры, за исключением подпараметров по повышению количества зарегистрированных патентов и объема закупок государством высокотехнологичных продуктов и услуг.

Заключение

Таким образом, белорусские программы развития на 2016–2020 годы не сильно продвинулись в отношении учета в направлениях деятельности параметров страновой конкурентоспособности. Однако, нельзя сказать, что в этом отношении программная деятельность является плохой или же она ухудшилась: скорее, в некоторых областях белорусским властям необходимо смещение фокуса. Большую обеспокоенность вызывает отсутствие значимого прогресса в одном из важнейших параметров — параметре качества институциональной среды, а также общая расплывчатость целей и задач программ, и отсутствие внятно сформулированных целевых показателей и механизмов и мер по достижению программных целей и задач.

В следующем материале мы рассмотрим проблемы, которые мешают Беларуси быть включенной в рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, а также рассмотрим возможные меры, необходимые для попадания в его


The Global Competitiveness Report 2015-2016. Available at: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/methodology/