В последние годы наблюдается заметная дифференциация в белорусском правозащитном сообществе, обусловленная в первую очередь различными концептуальными подходами, используемыми защитниками прав человека.
По концептуальным критериям правозащитников можно разделить на две группы — правоведов и обществоведов. Правоведы анализируют ситуацию с правами человека в стране с точки зрения западных стандартов и норм соответствующих международных документов и считают, что демократические гарантии прав и свобод человека должны в полном объеме реализовываться и у нас. Обществоведы при анализе внутренней ситуации с правами человека учитывают особенности посттоталитарного и постколониального состояния страны и считают, что нормы международных документов в области прав человека не могут в полной мере использоваться в Беларуси в силу незавершенности объективных процессов трансформации.
Опираясь на существенно отличающиеся концептуальные подходы, правозащитники дают разные оценки ситуации с правами человека в стране. Правоведы придерживаются более жестких выводов, поскольку ситуация в области прав человека, согласно их критериям, еще далека от высоких западных стандартов и норм соответствующих документов. Обществоведы более умеренно оценивают эту ситуацию, понимая, что права и свободы человека являются следствием длительного процесса внутренней социальной трансформации, а именно — формирования конкурентной рыночной экономики, демократической политики и христианской морали.
В нынешних условиях почти полного отсутствия оппозиционных политиков в публичном пространстве оценки правозащитников выходят далеко за пределы белорусского правозащитного сообщества; ими широко пользуются западные международные структуры для оказания влияния на белорусскую власть с целью стимулирования к цивилизационным преобразованиям в стране.
В зависимости от тренда постперестроечной реформы — либерального или консервативного — оценки правоведов и обществоведов могут иметь определенные политические последствия. В период либерализации и ослабления имперского влияния бывшей метрополии жесткая критика нарушений прав человека способствует цивилизационному процессу и не создает угроз внутренней и внешней дестабилизации. Однако в период отката реформ и возрастания имперского влияния России, что неизбежно в наших условиях, радикальные оценки правозащитников могут оказаться контрпродуктивными. Чрезмерное увлечение либеральными рецептами внутри страны, как показывает опыт Украины, приводит к резкому ослаблению государства, к неисполнению им важнейших социальных и правоохранительных функций. Во внешней политике чрезмерное внимание некоторых западных структур к алармистским оценкам местных правозащитников обусловливает изоляцию страны от общеевропейских процессов и консервацию прежней постколониальной ситуации.
Избежать подобных ловушек в процессе трансформации можно при учете более умеренных оценок правозащитников, учитывающих производный характер ситуации с правами человека. Правозащитников, которые понимают, что западные стандарты прав и свобод человека являются следствием конкурентной рыночной экономики, открытой демократической политики и зрелой христианской культуры, и признают, что в нашей стране и то, и другое, и третье находится в весьма незавершенном виде. Правозащитников, которые предлагают реальные оценки и рекомендации в сфере улучшения прав человека, способствующих внутреннему диалогу с властями и не допускающих внешнеполитических манипуляций.
Дифференциация белорусских правозащитников, таким образом, выходит за пределы концептуальных разногласий и приобретает немаловажное политические значение. Оформление единых публичных оценок от белорусских правозащитников, на чем настаивают некоторые международные структуры, может привести к доминированию алармистских представлений и завышенных требований в сфере прав человека и как следствие — к попаданию в непредвиденные внутри- и внешнеполитические ловушки.