Встретившись с заместителем премьер-министра, министром развития и финансов Польши Матеушем Моравецким, белорусский лидер заявил, что сохраненные в политике и экономике контакты Беларуси и Польши можно улучшить. Основой для такого улучшения, по мнению Александра Лукашенко, может быть только экономика. Хотя, отметил он, в экономическом сотрудничестве стран есть «некоторые омрачающие факторы», которые препятствуют достижению нужного взаимопонимания. Беларусь в этом смысле открылась для партнеров, и дальнейшее движение будет зависеть не столько от нее, сколько от позиции Польши. Тем более, что поляки уже успели увидеть ее стремление наладить добрые отношения «со всеми соседями», включая европейских.
Привычная риторика, которая позиционирует Лукашенко в роли ученика («молодого лидера»), который превзошел своих учителей с Запада и Востока, и утвердил для своей страны оптимальный маршрут движения в будущее. Словом, Беларусь идет вперед надежно и основательно, и экономика — локомотив этого надежного движения. Правительство солидарно с политическим лидером: выступая на белорусско-польском форуме «Добрососедство-2016» вице-премьер Михаил Русый заявил, что товарооборот во взаимной торговле стран по итогом текущего года превысит отметку в USD2,5 млрд. Это хорошо, и есть над чем работать. В частности, правительства двух стран собираются сформировать «дорожную карту», движение по которой позволит за 2-3 года выйти на товарооборот в USD4 млрд.
Понимай так, что предстоящее политическое решение открывает экономикам стран возможность для оптимального взаимовыгодного проникновения. Для реальной их интеграции. Хорошо, если так. Но не надо спешить со здравицами в честь политического истэблишмента Минска и Варшавы. Вполне вероятно, экономики стран откажутся от движения по предложенной ими карте, предпочтя модель поведения кошки, которая гуляет сама по себе. Возникшая ситуация вполне вписывается в информацию, которую подготовил Белстат. Так, в 2103 году товарооборот во взаимной торговле стран составил USD2,36 млрд, в 2014 году — USD 2,39 млрд, в 2015 году — USD1,85 млрд.
В 2010 году белорусский экспорт в Польшу приблизился к USD900 млн, импорт из Польши превысил USD1 млрд, в результате чего возник дисбаланс между экспортом и импортом, который постоянно усиливался. Даже в период благоприятной для Беларуси конъюнктуры на рынке продуктов нефтепереработки, удобрений и лесоматериалов отрицательное сальдо стало характерным признаком в торговле Беларуси с Польшей. Начавшийся кризис изменил все прежние калькуляции. Так, в 2015 году Беларусь почти втрое превысила физические поставки нефтепродуктов в Польшу, выручка при этом увеличилась только в 1,5 раза. Более существенные потери были вызваны поставками сжиженного газа, удобрений, лесоматериалов. Продажи в Польшу многих других товарных групп тоже уменьшились, но ими можно пренебречь для оценки сложившейся тенденции.
К тому же Беларусь, которая всегда зарабатывала «на нефтянке», перешла к работе в убыточном режиме. Польша, которая не имела в этом деле преференций, только радовалось снижению цен на нефтепродукты и прочее сырьё, получая дополнительные рыночные стимулы к развитию экономики. Разумеется, в связи с сужением белорусского рынка польский экспорт в нашу страну тоже упал. Но не тотально, а очень даже избирательно. Например, в прошлом году поставки молока и сливок в Беларусь увеличились в 9 раз, томатов — в 1,3 раза, капусты — в 2 раза, яблок, груш и прочих фруктов в 2 раза.
В общем, магистральных путей для увеличения товарооборота во взаимной торговле Беларуси и Польши нет. Скорее всего, субъекты экономики этих стран, приняв к сведению разрабатываемую правительством «дорожную карту», выберут для себя ту дорогу, которая надежнее ведет к успеху.
Желательно учитывать и то, что польское правительство помогает польской экономике выбрать удобные маршруты, а белорусское правительство вынуждает свою экономику шагать по дороге, которую оно выбрало.