Белорусские власти рассчитывают, что при создании общего газового рынка в ЕАЭС (предусмотрено, что это случится к 2025 году, хотя еще недавно Минск настаивал на том, чтобы это произошло одновременно с созданием общего электроэнергетического рынка с 2019 года) страна сможет покупать газ не только у «Газпрома», но и у независимых производителей и, значит, он может стоить дешевле.
Отметим, что недавний спор с РФ по цене стратегического для Беларуси топлива вынудил белорусское руководство искать всевозможные способы, как его удешевить. Переоценить значение этого вопроса для Беларуси нельзя. Разница между ценой на газ для белорусских и европейских потребителей сжалась до критического минимума. Кроме того, при этом стремительно выросла разница между ценой на газ для белорусских предприятий и ценой для российских производителей (это произошло из-за падения цен на нефть и девальвации российского рубля).
Таким образом, фактор дешевого газа — одно из существенных конкурентных преимуществ белорусской экономики — быстро улетучивается. Официальный Минск уже отреагировал на эту ситуацию, установив в одностороннем порядке для себя расчетные цены на газ. Выигрыш от такого отчаянного шага для белорусской стороны получился спорным, учитывая последовавший нефтяной ультиматум Кремля.
Поэтому можно понять, с каким нетерпением белорусская сторона ожидает скорейшего создания единого рынка газа в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский на пресс-конференции 21 июня подчеркнул, что создание общего рынка газа в интеграционном объединении — это выгодно для Беларуси. «Единственное, — у нас нет своих газопроводов, все они — российские. Тем не менее, мы готовы покупать газ не только в России, но, например, в Узбекистане. Тем более, что если в ЕАЭС будет создан единый рынок стоимости транзита. В этом случае газ можно, например, купить в Узбекистане, заплатить за транзит, довезти его до границы с Казахстаном, а там — единая цена (в ЕАЭС — прим. ред.)», — сказал Л. Рудинский.
Он отметил, что создание единого рынка газа в ЕАЭС позволит Беларуси покупать газ по более выгодной цене еще по одной причине. «Можем договориться так, что цена будет ниже, чем та, которая есть сегодня. Ведь монополист „Газпром“ — только транспортер газа. Он добывает лишь около 30-40% газа в России, остальное — газодобывающие компании. Мы у них купим газ, а транзит заберем себе. Пока это — будущее, но эти вопросы уже сейчас обсуждает рабочая группа, которая проводит газовые переговоры с РФ», — отметил Л. Рудинский.
Независимые производители поджимают
Доля «Газпрома» на внутреннем рынке РФ, действительно, в последнее время снижается. Если в 2010 году монополия добывала 80% газа от общей добычи в России, то по итогам 2015 года — только 66%. Независимые поставщики, среди которых крупнейшие — «Роснефть» и «Новатэк» — сейчас, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ удерживают 40-45% внутреннего рынка.
Между тем потребление газа в России в 2015 году составило около 440 млрд куб. м, а «Газпром» продал на внутреннем рынке на 5,5% меньше газа (221 млрд куб. м), «Роснефть» — больше на 3,8% (58,7 млрд куб. м). «Новатэк» снизил продажи на 7% до 62,5 млрд куб. м. По оценочным данным, в I полугодии 2016 года продажи «Газпрома» на внутреннем рынке упали на 5% до 123 млрд куб. м., а «Новатэк» и «Роснефть», напротив, увеличили продажи на 4,6% и 11% соответственно.
Эксперты отмечают, что в этом году «Газпром» установит новый антирекорд по добыче газа — 417 млрд кубометров, в основном из-за снижения спроса в России. Непосредственно сам «Газпром» отмечает, что в 2016 году ожидаемый объем поставок газа российским потребителям будет ниже результата 2011 года на 75 млрд. кубометров, или почти на 30%. Причина — в конкурентах, то есть, в независимых производителей, которые могут снижать цену в борьбе за потребителя, а у «Газпрома» такой возможности нет — он вынужден продавать газ по тарифу. В результате независимые производители вытесняют «Газпром» из поставок промышленности, где продажи монополии упали в 2015 году на 27,4 млрд кубометров.
При этом независимые компании намерены в ближайшей перспективе серьезно наращивать добычу газа — в частности, компания «Роснефть» планирует к 2020 году увеличить добычу газа до 100 млрд куб. м, а «Новатэк» — до 112,5 млрд куб. м. Таким образом, очевидно, что если ситуация с регулированием цен для «Газпрома» на внутреннем рынке не изменится, то независимые производители продолжат вытеснять монополию из наиболее выгодных секторов.
«Газпрому» нужен внутренний рынок
На фоне падения экспортных цен на газ и девальвации рубля внутренний рынок для «Газпрома» становится все важнее. Именно низкие цены на нефть заметно повысили для «Газпрома» важность российского газового рынка.
Согласно расчетам Fitch, в 2015 году средняя цена российского газа для Европы (246 USD за тыс. куб. м) была в 4 раза выше среднероссийской цены (59 USDза тыс. куб. м), а экспортный нетбэк (цена на газ минус экспортная пошлина и затраты на транспорт) — в 2,2 раза. В 2016 году экспортный нетбэк (85 USD за тыс. куб. м) превысит внутренние цены (55 USD за тыс. куб. м) только в 1,5 раза, отмечается в отчете агентства. По расчетам замдиректора Фонда национальной энергобезопасности РФ Алексея Гривача, сейчас этот разрыв еще меньше — всего 40%. Ситуация сохранится в ближайшие годы: в 2017 и 2018 гг. нетбэк останется в 1,5 раза выше внутренних цен, в 2019 году — в 1,6 раза, отмечает младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
Поэтому можно предположить, что «Газпром», будет стремиться отвоевать свою долю на внутреннем рынке. Эксперты отмечают, что он сможет это сделать, если получит право давать скидки отдельным категориям потребителей. Ведомства уже обсуждают пилотные проекты в трех регионах (Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО), где «Газпром» получит право продавать газ по более гибким ценам.
Однако чем завершится этот эксперимент, прогнозировать сложно, отмечают эксперты. Для этого, скорее всего, потребуются поправки в закон о газоснабжении РФ, но против этого категорично выступают независимые производители газа. Подобные инициативы, по их мнению, неуместны при экономически необоснованном транспортном тарифе, исключительном праве «Газпрома» на экспорт газа, доминировании компании на бирже газа, а также значительных объемах газа, который монополия закупает у независимых производителей по нерегулируемым ценам.
Борьба независимых за доступ к трубе
Следует отметить, что российские независимые поставщики газа практически не владеют инфраструктурой, поэтому «Роснефть» и «Новатэк» больше всего интересует доступ к экспорту трубопроводного газа, а также контроль за установлением справедливого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам. Однако «Газпром» категорически против как выделения из его структуры газотранспортной системы, так и ослабления его монополии на экспорт газа.
У монополии свои аргументы. Сейчас «Газпром» в соответствии с законодательством обязан поставить газ любому потребителю, которому в нем нуждается, в то время как крупные независимые производители — «Новатэк» и «Роснефть» — таких обязательств не несут. При этом «Газпром», в отличие от конкурентов, может продавать газ только по регулируемой цене, в то время как у независимых производителей есть возможность предоставлять скидки, благодаря чему в последние годы они переманили у «Газпрома» наиболее привлекательных промышленных потребителей. В итоге ее выручка на внутреннем рынке снижается, а объем обязательств и социальной нагрузки — нет. «Газпром» вынужден содержать большие мощности по добыче, которые нужны зимой при пиковом потреблении, а большую часть года простаивают.
«Газпром» считает, что тарифы на транспорт газа и оптовые цены в целом должны расти быстрее, а другие участники внутреннего рынка должны платить монополии за то, что она фактически выполняет функции гарантирующего поставщика газа и покрывает зимние пики потребления. Независимые производители в ответ заявляют, что готовы обеспечивать газом регионы, если «Газпром» не будет завышать тарифы на транспорт газа и его хранение в подземных хранилищах газа (ПХГ). Сейчас все ПХГ принадлежат «Газпрому», и независимые настаивают, чтобы цены на хранение регулировало государство. Ранее было поручение выровнять для независимых производителей тарифы на транспорт и хранение газа с тарифами «Газпрома», но оно не было выполнено.
Либерализацию экспорта газа в России поддерживает только ФАС
В последние время в СМИ регулярно появляются сообщения о том, что «Новатэк» и «Роснефть» просят правительство дать им право экспортировать газ. В частности, «Новатэк» просил разрешения поставлять газ в Европу по контракту между Novatek Gas and Power с «Газпром экспортом». «Роснефть» добивается разрешения поставлять газ своему акционеру — BP. Как отмечают эксперты, подобные просьбы рассматриваются в правительстве и администрации президента, однако пока они не поддержаны.
И это неудивительно. Полную либерализацию газового рынка и экспорта газа В правительстве РФ поддерживает только ФАС. Здесь считают, что сначала можно допустить независимых производителей газа к аукционам, которые «Газпром» проводит для клиентов в Европе. Правда, пока это — лишь идея ФАС, план допуска независимых к аукционам должен появиться к 2017 году.
«Есть основания рассчитывать, что к 2017–2018 гг. могут быть созданы условия для дерегулирования цен на оптовом рынке, а также для использования механизмов свободного ценообразования для балансирования системы газоснабжения. С учетом этого можно обсуждать выравнивание условий и по экспорту газа», — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
ФАС рассматривает разные варианты доступа независимых к экспорту, в том числе по агентским соглашениям через единый экспортный канал и допуск независимых к экспортным аукционам «Газпрома». «Это постепенный процесс: сначала либерализован экспорт СПГ, теперь можно обсуждать экспорт сетевого газа», — отмечает А. Голомолзин.
Однако такую позицию ФАС не поддерживает Минэкономразвития РФ. Это министерство считает оптимальным сохранение экспорта трубопроводного газа через единый экспортный канал. С таким подходом солидарен вице-премьер Аркадий Дворкович. «Правительство не обсуждает либерализацию экспорта газа и не намерено менять законодательство», — заявил А. Дворкович «Интерфаксу» в мае 2016 года.
Заметим, что российский вице-премьер не сделал оговорки относительно такой возможности в ЕАЭС, Вот и получается: если официальному Минску не удастся настоять на ликвидации монополии «Газпрома» на экспорт газа, не суждено сбыться и белорусским надеждам на покупку более дешевого газа у независимых производителей. А это означает, что не будет и общего рынка газа в ЕАЭС.