Александр Лукашенко планирует посетить в сентябре Китай. Подоплека поездки вполне очевидна: экономическое состояние Беларуси, мягко говоря, не радует. А надежды на золотой дождь китайских инвестиций и трансфер технологий из КНР пока остаются тщетными.
Очевидно, что уровень экономического сотрудничества не соответствует масштабам политического взаимодействия между Минском и Пекином. Основная задача для А. Лукашенко состоит в том, чтобы, воспользовавшись в ходе визита политическими факторами, добиться прогресса на инвестиционно-экономическом «фронте». Второй (менее заметной для наблюдателей) задачей для белорусского лидера является договорённость о перекредитовании в КНР. Дело в том, что дефолт Беларуси по суверенным обязательствам уже не рассматривается в качестве невозможного. У России спонсировать Минск — все меньше и возможности, и желания. А «прижимистость» МВФ для белорусских властей является лишь источником разочарования.
Собственно, аргументы белорусской стороны известны уже сейчас: укрепление статуса стратегического партнерства между КНР и Беларусью, готовность выступить в роли стартовой площадки для проникновения китайцев куда угодно и с чем угодно, сотрудничество в военно-технической сфере, признание китайского лидерства в Евразии и поддержка китайской позиции по наиболее значимым для Пекина вопросам международных отношений. Правда, маловероятно, чтобы все это произвело глубокое впечатление на китайских руководителей. Желающих выступить в качестве площадки для китайского бизнеса более чем достаточно даже в странах ЕС. А после того, как Кремль фактически признал лидерство Пекина в северо-восточной Евразии, политическая поддержка Беларуси для КНР утратила особое значение.
В отличие от российского руководства, для которого важны политическая лояльность и признание лидерства Москвы в сфере безопасности, для китайцев значение имеют в первую очередь экономические факторы. И, будем откровенны: Беларуси тут предложить особенно нечего. Пробуксовка того же проекта «Великий камень» — следствие того, что китайцы хорошо считают деньги.
Сомнительно, что предстоящий визит Лукашенко станет прорывным. Очевидно, что пик китайского интереса к Беларуси пройден. А новых предложений, которые были бы способны возродить этот интерес, у Минска может не оказаться вовсе. В конечном итоге и сам визит может оказаться по факту бесполезным. Хотя информационный шум беларуский официоз обеспечит.