Менее чем за два месяца до окончания кампании по выборам в Палату представителей Национального собрания торг по этому поводу между ЕС и США с одной стороны, и Беларусью — с другой, все же вышел в публичное пространство. Главная нерв этого политического торга: на чем будет сделан акцент в итоговых оценках 11 сентября — на процедурах (к примеру, это может быть, минимальный допуск оппозиции в состав территориальных и окружных комиссий) или на результатах (проход оппозиции в парламент)?

Официальную позицию Вашингтона по вопросу белорусских выборов озвучил экс-поверенный в делах США в Беларуси Скотт Роланд. Он чётко дал понять, что для Вашингтона характер проведения выборов важнее их результатов.

Европейские лидеры свою позицию напрямую не озвучивали, хотя по ряду косвенных и непубличных высказываний, можно предположить, что изначально в Брюсселе скорее тяготели к «результату». В конце июня в Минске генеральный секретарь Европейской народной партии (правящая фракция в Европарламенте — прим. ред.) Антонио Лопес-Истурис заявил, что Европарламент может заблокировать выделение средств Беларуси из европейского бюджета, в том числе, и по линии МВФ, если не увидит прогресса на парламентских выборах в сентябре. Что ЕС в конечно счете понимает под прогрессом — процедурные аспекты выборов или их практические итоги — станет понятно в октябре, когда будут приниматься «ключевые финансовые решения», в первую очередь по линии МВФ.

Хотя уже сегодня, по ряду высказываний, можно предположить, что Брюссель тяготеет к позиции Вашингтона. В частности комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства Йоханнес Хан по окончании седьмого неформального диалога стран «Восточного партнерства» в Киеве заявил: «Для нас, конечно, очень важно, как и пройдут выборы. Это также возможность посмотреть, как они будут проведены, как они готовятся. Но в основном на сегодняшний момент я совершенно уверен, что мы можем продолжать такой осторожный ход развития отношений», — пояснил еврокомиссар.

В любом случае именно выборы 11 сентября станут тем драйвером, который определит интенсивность западной внешнеполитической повестки официального Минска. Эксперты сходятся во мнении, что Минск сохранит позитивную внешнеполитическую динамику в отношениях с ЕС и США. Шансы на прохождение оппозиции в Палату представителей оцениваются при этом крайне низко.

Отношения Минска и Вашингтона улучшатся независимо от того, пройдет оппозиция в парламент или нет. Более того, официальный Минск, вероятнее всего, ограничится имитационной кампанией по демонстрации прогресса в проведении выборов. Такие оценки делают аналитики Радио Свобода. «Гутарка Лукашэнкі і Роланда высьвеціла дзьве мэты амэрыканскай палітыкі адносна Беларусі: клопат пра беларускую незалежнасьць і клопат пра правы чалавека ў Беларусі. Са свайго боку, і афіцыйны Менск прадэманстраваў зацікаўленасьць у нармалізацыі адносінаў, дзеля чаго можа зрабіць (ці імітаваць) нейкія крокі насустрач. Хада выбарчай кампаніі сьведчыць хутчэй пра намер імітаваць».

Наметившаяся тенденция в нормализации дипломатического диалога с Вашингтоном сохранится. Более того, Минск сможет получить определенные внешнеполитические бонусы, прогнозирует аналитик Андрей Федоров на сайте Naviny.by. «В целом складывается впечатление, что если парламентские выборы в Беларуси пройдут без серьезных эксцессов, то в 2017 году полномасштабные дипломатические отношения между нашими странами могут быть восстановлены». Что касается конвертации внешнеполитических успехов в экономические бенефиты, с этим будет сложнее. Грубо говоря, если депутатов Минск может как-то «продать» американским политикам, то бизнесу продавать нечего. Прогноз эксперта: не стоит ожидать, что тенденция на нормализацию отношений перерастет в устойчивый тренд.

Если отношения с США еще только-только начинают отстраиваться, то диалог с ЕС после выборов 2015 года, может выйти на новый уровень. Во всяком случае таких оценок придерживаются эксперты Либерального клуба. При этом они оговариваются: «если ничего не произойдет». Под этим «если» понимается повторение ситуации 2010 года, а в таким повторении сейчас не заинтересована ни одна из сторон. Если после 11 сентября со стороны наблюдателей от ОБСЕ мы услышим сдержанные оценки кампании, то можно ожидать, что «отношения Беларуси и ЕС будут продолжать медленное движение в сторону полноценной нормализации. Возможно, в течение года стороны выйдут на начало переговоров о базовом политическом соглашении, которое из-за членства Беларуси в ЕАЭС будет значительно более скромным, чем Соглашения об ассоциации, заключенные Брюсселем с Киевом, Тбилиси и Кишиневом. Скорее всего, это может быть обновленный вариант Соглашения о партнерстве и сотрудничестве или новая модификация соглашения по примеру переговоров между ЕС и Арменией».

Близкой оценки придерживается и Белорусский институт стратегических исследований. По мнению экспертов BISS, отношения Минска и Брюсселя улучшаются. В связи с этим, нет никакой необходимости в пропуске оппозиции в парламент, тем более что публично Запад такие требования и не выдвигает. «Властям нет никакого смысла делать дополнительные уступки Западу, –отмечает старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов. — Если власти все же пойдут на реформы в сфере экономики в ближайшее время, то им будет нужен управляемый парламент, через который без помех можно проводить необходимые законы».

Про шансы оппозиции пройти в Палату представителей на сайте СБ рассуждает Юрий Шевцов, руководитель Центра по проблемам европейской интеграции. «Оппозиция, скорее всего, на ближайших выборах не введет в Палату представителей ни одного своего депутата. Потому что у нас мажоритарная избирательная система, и я не знаю в Беларуси ни одного округа, где бы электорат в значительной степени выступал за оппозицию». Интересно, что участники круглого стола СБ сходятся во мнении, что в случае, если бы избиратели могли голосовать по партийным спискам, оппозиция могла бы рассчитывать на минимальное представительство в ППНС. Более того, даются даже предварительные раскладки, какие партии и фракции имели бы наибольшее влияние в парламенте.

В понимании официального Минска подобные изменения избирательного законодательства — джокер в торговле с западными партнерами. Возможно, переход к пропорциональной или смешенной избирательной системе мы увидим на выборах 2020 года. В случае отсутствия позитивной динамики в вопросе соблюдения прав человека внутри страны официальный Минск будет заинтересован в том, чтобы и дальше продавать процедурные изменения избирательного законодательства западным наблюдателям. Другое дело, что здесь имеется проблема интуитивного недоверия первого лица к партийным структурам в принципе. Во всяком случае, разговоры о трансформации «Белой Руси» в партию власти идут уже последние лет семь, если не больше.

Более сдержанные оценки белорусско-европейских отношений, которые базируются на проблематике прав человека, — у экспертов Центра Острогорского. По мнению ЦО «похоже, что интенсивность сотрудничества Беларуси и ЕС уже достигла своих пределов. Отсутствие дальнейшего прогресса в сфере прав человека и сомнительные планы белорусских чиновников по реформе избирательной системы вредят двусторонним отношениям». Данную оценку косвенно подтверждает и тот факт, что более чем за полгода после отмены санкций со стороны ЕС, руководитель Беларуси совершил только один знаковый визит в Ватикан. Динамику отношениям с Западом, по оценкам ЦО, может дать избирательный сценарий, который будет отличаться от выборов 2008 и 2010 годов. «В случае, если компания пойдет по обычному сценарию или только с косметическими процедурными усовершенствованиями, ЕС может потерять остатки энтузиазма и прекратить дальнейшие попытки сотрудничества с белорусскими властями. С другой стороны, некоторые заметные изменения, например, более политически разнообразный состав избирательных комиссий, прозрачный подсчет голосов или пропуск оппозиции в парламент, могут придать второе дыхание сближению с Западом».

Наконец, финальный аккорд в символической избирательной торговле — заявление главы Центризбиркома. На встрече с представителями гор- и райисполкомов, а также глав окружных избирательных комиссий Лидия Ермошина ясно дала понять, кто является «покупателем» процедурных изменений. По её словам, в настоящее время «есть определенное послабление» к Беларуси со стороны европейских государств. «Но это все находится в таком временном состоянии, все отложено до парламентских выборов. И от того, насколько грамотно мы проведем эту кампанию, зависит будущее нашей страны, будущее экономики нашей страны», — подчеркнула Ермошина, добавив, что «все финансовые проекты отложены до 11 сентября».

Сработать «грамотно» в данном случае — это сохранить привычные избирательные практики и, вместе с тем, показать западным наблюдателям улучшения избирательных процедур. Такой вот своего рода избирательный шпагат, который глава ЦИК готова продемонстрировать 11 сентября. И судя по всему, он будет засчитан. Если исходить из экспертных оценок, то результаты выборов 2016 года в действительности мало кого интересуют. Как и в прошлом политическом сезоне, Запад «покупает» процедуры.