11 декабря 2015 года мировые цены на нефть упали до абсолютного минимума с 2009 года: баррель нефти марки Brent в течение дня опускался до значения в 38 долларов. Падение произошло на фоне решения ОПЕК отложить переговоры об изменении квот на добычу нефти до июня 2016 года. Результатом падения цен на нефть стало снижение курса российского рубля до 77.41 за 1 евро и 70.36 рублей за 1 доллар.

Столь сильное влияние нефтяных цен на курс российского рубля обусловлено тем, что российский рубль является так называемой «ресурсной валютой» (commoditycurrency): валютой, чей обменный курс очень сильно зависит от цен на основной сырьевой материал, экспортируемый страной-обладателем этой валюты. «Ресурсными валютами» являются не только валюты стран, значимую долю экспорта которых составляет нефть: к примеру, австралийский доллар также является «ресурсным» из-за высокой доли золота в экспорте Австралии. В общем и целом, взаимосвязь ресурсных валют с ценами на сырье обусловлена сильными колебаниями спроса на эти валюты при росте или падении цен на основное сырье, экспортируемое странами [1]. Отношение курса российского рубля к доллару и стоимости барреля нефти показана на графике ниже.

График 1.Динамика цена на нефть марки Brent и курса российского рубля к доллару, январь 2014 — март 2015.

Источник: Finam.ru

График демонстрирует сильную зависимость курса российского рубля от стоимости нефти. После начала резкого падения мировых цен на нефть в российских СМИ даже получила распространение так называемая «формула Немцова», согласно которой курс российского рубля к доллару можно рассчитывать как Рубль = Нефть/3934 + 0,0014,

Где Рубль — курс рубля к доллару, Нефть — стоимость барреля нефти марки Brent.

Белорусский рубль, в свою очередь, не является ресурсной валютой, однако, стоимость нефти гипотетически может влиять на его курс по двум косвенным «каналам». Первый канал — стоимость нефтепродуктов, которые составляют значительную долю белорусского экспорта, и которая также зависит от мировых цен на нефть. Второй канал — курс российского рубля, который сильно влияет на стоимость белорусской валюты из-за ориентации значительной части белорусского экспорта на российский рынок.

Мировые цены на нефть, вполне вероятно, продолжат падение в 2016 году: шоковый сценарий Минэкономразвития России предполагает падение цен на нефть до 35 USD за баррель, а министр финансов РФ Антон Силуанов предположил падение нефть до уровня в 30 USD за баррель [2].

Поэтому, если между мировыми ценами на нефть и курсом белорусского рубля существует статистическая взаимосвязь, то в 2016 году вполне вероятно падение стоимости национальной валюты из-за снижения цен на нефть. Но существует ли эта взаимосвязь? Если да, то насколько сильная, и есть ли возможность предсказывать колебания белорусского рубля исходя из прогнозов динамики цен на нефть? Чтобы проверить наличие этой связи, мы проведем визуальный анализ графиков зависимости и регрессионный анализ. В качестве независимой переменной для регрессионного анализа мы возьмем стоимость барреля нефти марки Brent, в качестве зависимой — стоимость одного доллара США в белорусских рублях.

Динамика курса белорусского рубля по отношению к доллару и стоимость барреля нефти марки Brent в 2015 году представлены на графике ниже. Из графика хорошо видна зависимость между курсом рубля и стоимостью нефти, проявляющаяся в среднесрочной перспективе.

График 2. Курс белорусского рубля к доллару (левая ось Х) и стоимость барреля нефти маркиBrent в долларах (правая ось Х). В график занесены ежедневные данные по курсу рубля и стоимости нефти с 7 января (для нивелирования эффекта январской девальвации) по 8 декабря 2015 года.

Источник: НБРБ, Investing.com

Как следует из графика 2, хотя курс рубля и стоимость нефти не движутся абсолютно взаимосвязано, в среднесрочной перспективе они демонстрируют сильное разнонаправленное движение с небольшим временным лагом: рост мировых цен на нефть сопровождается укреплением (удорожанием) белорусского рубля, и наоборот. Иными словами, чем дороже нефть, тем дороже стоит белорусский рубль.

Результаты регрессионного анализа дают значение коэффициента линейной и квадратичной регрессии R = 0.566 и R = 0.62 соответственно при статистической значимости p < 0.005. Из графика ниже видно, что данные гораздо лучше группируются вокруг линии квадратичной регрессии, однако, их разброс относительно линии достаточно велик.

График 3. Группировка данных вокруг линии линейной (сплошная линия) и квадратичной (штрихованная линия) регрессии.

Таким образом, мы можем заключить, что динамика мировых цен на нефть, вероятнее всего оказывает влияние на курс белорусского рубля в среднесрочной перспективе, и это влияние проявляется в виде обратной зависимости. Однако, хотя между курсом белорусского рубля и ценами на нефть существует достаточно тесная статистическая взаимосвязь, она недостаточно сильна, для того чтобы предсказывать курс рубля. Цены на нефть, являются значимым, однако далеко не единственным фактором, оказывающим влияние на стоимость белорусской валюты.


Библиография:

1. Coudert, V., Couharde, C., Mignon, V. 2008.Do Terms of Trade Drive Real Exchange Rates? Comparing Oil and Commodity Currencies.

2. Slon.ru. Силуанов предположил снижение цены на нефть до $30. 12 декабря 2015.