Доходность белорусских НПЗ продолжает падать на фоне снижения мировых цен на нефтяное сырье.ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» в первом полугодии текущего года увеличили переработку нефти на 3,7% до 11,9 млн тонн. При этом цена поставляемой в Беларусь нефти из-за налогового маневра увеличилась на 13% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.
В первом полугодии НПЗ покупали российскую нефть по цене USD279 за тонну — это на 29,2% дешевле, чем в такой же период 2014 года. Но если иметь в виду, что за год мировые цены на нефть снизились практически в два раза, то получается, что для белорусских НПЗ адекватного снижения на сырье не произошло.
Как следствие, это привело к падению доходности переработки нефти на белорусских НПЗ. К примеру, если в декабре 2014 года на Мозырском заводе отношение стоимости экспортной корзины реализуемых нефтепродуктов к стоимости нефти составляло примерно 1,7, то по результатам работы в январе и феврале 2015 года этот показатель упал до 1,3 и 1,2 соответственно. Сейчас этот показатель колеблется в тех же пределах, временами достигая более низкого уровня.
Кроме того, параметры налогового маневра в РФ, которые заложены на 3 года вперед, стимулируют российские вертикально-интегрированные компании уходить от нефтепереработки в сторону прямого экспорта нефти. В свою очередь, это обстоятельство вынуждает белорусские НПЗ отвлекать больше финансовых ресурсов на закупку сырья, что ухудшает финансовое состояния предприятий. Наиболее оптимальной пропорцией переработки нефти является 60 на 40 (доля российских давальцев), однако теперь она смещена в невыгодную для белорусских нефтепереработчиков сторону.
Эта тенденция вкупе с заметным падением цен на нефтепродукты на основных рынках стала причиной весьма ощутимого снижения маржинальности нефтепереработки. По оценкам экспертов, в России доходность нефтепереработки в целом снизилась на USD40-50 / тонна, на белорусских НПЗ — на USD20 / тонна&
Внешние рынки: валютная выручка упала почти на треть
Спецэкспортер белорусских нефтепродуктов — ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) — поставляет автомобильное топливо на рынки 20 стран мира. За 7 месяцев этого года компания увеличила экспорт нефтепродуктов на 15% по сравнению с январем–июлем 2014 года.
Долгое время одним из самых ликвидных рынков для Беларуси был украинский. Однако сейчас доля поставок БНК в Украину снизилась до 17% от общего объема экспорта, что объясняется нестабильностью в этой стране, а также проблемами с расчетами и формированием цен. В настоящее время БНК большее внимание уделяет поставкам дизтоплива в страны Балтии. Также в рамках диверсификации рисков поставляет нефтепродукты в Словакию, Словению, Чехию.
На российский рынок Беларусь с начала года экспортировала 614 тыс. тонн автомобильного топлива (напомним, согласно межправительственным договоренностям, Беларусь в этом году должна поставить в Россию 1,8 млн тонн бензинов). Поставки в Россию осуществлялись в периоды повышенного спроса. При этом, страхуясь от потерь из-за нестабильного рубля, БНК ежедневно корректировала цены и при продажах на бирже, и по прямым контрактам.
В целом в январе–июле этого года Беларусь нарастила экспорт нефтепродуктов на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 10,101 млн тонн. Но, несмотря на солидный прирост физических объемов продаж горючего, валютная выручка упала практически на 1/3 — до USD4,357 млрд (минус 32% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года).
Напомним, нефтепродукты из Беларуси экспортирует не только БНК, но и российские компании, работающие в Беларуси на давальческих условиях. В целом поставки белорусского топлива в Украину за 7 месяцев сократились на 19% — до 1, 653 млн тонн, а валютная выручка сжалась аж на 51% — до USD 959,5 млн.
В то же время объем белорусских продаж топлива в Россию за 7 месяцев составил 540,407 тыс. тонн, что на 49% меньше, чем за такой же период прошлого года. Валютная выручка снизилась катастрофически — на 66%, до USD 223,6 млн.
Внутренний рынок: конкуренция за потребителя
В этом году продолжилась тенденции падения продаж автомобильного топлива и на внутреннем рынке. В этом году продажи упали почти на 20% в годовом измерении. В том числе на приграничных заправках продажи снизились на 25-30%.
Всего за 7 месяцев 2015 года на внутренний рынок отгружено 2,840 млн тонн нефтепродуктов, в том числе 1,410 млн тонн дизельного топлива и 640 тыс. тонн автомобильных бензинов.
Снижение внутреннего спроса на автотопливо спровоцировали как внутренние экономические проблемы, так и внешние. В том числе отмечено снижение внутренних грузоперевозок, сокращение транзита через Беларусь из-за западных санкций в отношении России и ее ответных мер, а также снижение потока туристов в направлении Украины. Кроме того, из-за девальвации российского рубля цены на топливо в этой стране оказались ниже, что также привело к переориентации потоков транспорта.
Следует отметить, что в этом году белорусский рынок автомобильного топлива впервые стал более привлекательным, чем экспортный. Как следствие, на внутреннем рынке обострилась конкуренция за потребителя.
Чтобы сохранит свою долю на рынке, госоператор белорусского розничного рынка — компания «Белоруснефть», доля которой на национальном рынке автомобильного топлива составляет около 70%, — пытается привлечь потребителя с помощью скидок, как это делают ее основные конкуренты — компании «Астотрейдинг» и «Газпромнефть-Белнефтепродукт».
Замороженные цены
Вслед за двукратным падением мировых цен на нефть в Беларуси логично было бы ожидать снижения цен на автомобильное топливо. Однако ценники неподвижны с января текущего года, и ожидать каких-то принципиальных изменений на рынке автомобильного топлива — в частности, их снижения — пока не приходится. Этот рынок в Беларуси сейчас регулируется, по сути дела, в ручном режиме. Но очевидно, что компенсировать повышением цен на топливо потери НПЗ, обусловленные неблагоприятной ценовой конъюнктурой на внешнем рынке и падением спроса на внутреннем, регулятор сейчас просто не может.
В последний раз концерн «Белнефтехим» повышал цены на автомобильное топливо в среднем на 4,7% с 13 января 205 года, когда накануне оно из-за разовой девальвации белорусского рубля в долларовом эквиваленте подешевело практически на четверть. И хотя в феврале в Комиссию по импорту энергоресурсов при правительстве поступило предложение повысить цены на автомобильное топливо примерно на BYR500 / литр, она отказалась пересматривать цены.
Понятно, что на фоне устойчивого тренда снижения мировых цен на нефть белорусскому потребителю сложно было бы объяснить, почему цены на автомобильное топливо в Беларуси продолжают расти.