Недавнее освобождение политзаключенных многие эксперты и общественные деятели объясняют потребностью белорусской власти в западных кредитах. Несомненно, подобный расчет в среде высших чиновников присутствует, но сам по себе факт освобождения политзаключенных не приведет к получению финансирования.
Разумеется, с общечеловеческой точки зрения за белорусских «политзеков» можно только порадоваться — никто не должен преследоваться за свои убеждения. Более того, Николая Статкевича и других нужно было не помиловать, а оправдать. В нормальной стране невозможно появление политзаключенных, но у нас, как известно, своя логика развития…
Вернемся, однако, к мотивам этого поступка белорусского президента. Основной причиной освобождения политзаключенных многие эксперты называют неблагоприятную экономическую ситуацию в стране и, как следствие, потребность Минска в западных кредитах. Подобная версия весьма вероятна.
Действительно, экономические проблемы в Беларуси нарастают как снежный ком. А к зиме эти проблемы еще более усилятся. К вопросам платежей по уже выданным внешним кредитам добавятся и вопросы обеспечения качества жизни населения, которое уже снижается. Одна из таких проблем — это удержание стабильного курса белорусского рубля к доллару и евро. Пока Нацбанку удается предотвращать резкий обвал и он постепенно опускает белорусскую валюту. Но ресурсов у белорусской власти немного. Если обвал произойдет до выборов, то, несмотря на все полномочия Лукашенко, это крайне неблагоприятно скажется на его избирательной кампании.
Власти, скорее всего, придется пойти на крайне непопулярные реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на обслуживание жилого фонда, на водоснабжение, на отопление в Беларуси дотируются, размер этих дотаций составляет до 70% от реальной стоимости услуг, а отопительный сезон в Беларуси, как известно, начинается именно в октябре месяце. Правда оплата будет происходить в ноябре — и новые счета за коммунальные услуги белорусские граждане получат уже после выборов, когда негодовать будет поздно. Ну, и ко всему прочему, ситуация на рынке труда в Беларуси не радужная: если, по официальным данным, ранее на одного безработного приходилось две-три вакансии, то теперь три-четыре, а то и пять безработных претендуют на одну вакансию. Промышленные предприятия останавливаются, переходят на неполную рабочую неделю. Фактически, это мероприятие маскирующее безработицу, не позволяющее уволить работников, но это ведет к резкому сокращению их реальной зарплаты.
Несомненно, Александр Лукашенко и его окружение видят все это и даже более. Так что в стремлении конвертировать политических узников в твердую валюту ничего удивительного нет.
Только вот само по себе освобождение политзаключенных отнюдь не означает автоматического выделения этих самых кредитов. И наши западные, и наши восточные партнеры в качестве основного условия выделения кредитов ставят проведение рыночных реформ. Другое дело, что западные партнеры более щепетильно относятся к проблеме нарушения прав человека в Беларуси и увязывают выделение финансовой помощи с ее решением.
Но в любом случае, окончательное решение о кредитовании будет приниматься исходя прежде всего, из платежеспособности страны и ее готовности к проведению реформ, на чем неоднократно настаивали международные финансовые организации. Никто не будет финансировать заведомого банкрота, сколь бы он ни демонстрировал добрую волю в отношении политзаключенных.
Однако есть большие сомнения в способности нынешней белорусской власти провести экономические реформы. Для этого у нее нет необходимого кадрового потенциала и самое главное — политической воли, то есть желания провести эти реформы и отпустить рычаги ручного управления экономикой. Опыт подсказывает, что власть, начиная реформы и видя, как управление ускользает из рук, каждый раз только крепче хватает эти рычаги и жмет на тормоз, особенно в кризисных ситуациях, таких как теперь.
Сегодня сложилась весьма парадоксальная ситуация: власть одновременно и откручивает и закручивает гайки, отпуская экономику в одном месте, прижимает в другом. Либерализация дает бизнесу дополнительные возможности заработать, но одновременно власть ужесточает процедуры изъятия этих денег.
Подобные непоследовательные действия ни к чему хорошему привести не могут, и экономическая ситуация будет только ухудшаться. Следствием отсутствия реформ может стать отказ международных финансовых организаций финансировать белорусскую экономику. И экономическая ситуация еще более ухудшится.