Нынешний год для Беларуси — третий подряд пиковый по выплатам внешних долгов. В 2015 году Беларусь обязана заплатить кредиторам 4,1 млрд USD (около 3 млрд USD — основной долг и 1,1 млрд USD — его обслуживание). Основные выплаты по внешнему госдолгу нужно перечислить России (716,3 млн USD), Антикризисному фонду ЕврАзЭС (541,2 млн USD), Китаю (380,4 млн USD), Международному банку реконструкции и развития (около 130 млн USD) и Венесуэле (121,8 млн USD). Кроме этого, еще почти 1,2 млрд USD необходимо направить на выплаты по пятилетним гособлигациям, которые были выпущены в 2010 году.

В следующие годы, как отметил недавно премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков, долговая нагрузка будет легче. Пока же, как было сказано, правительство предпринимает «шаги по коррекции расходной и доходной части бюджета», поскольку рассчитывает львиную долю госдолга обслужить за счет госбюджета».

При этом Беларусь договорилась с российской стороной о рефинансировании платежей в 2015 году как по межгосударственному долгу с Россией, так и по кредиту Антикризисного фонда ЕврАзЭС (их «реализация на финишной стадии»). Остаются актуальными и планы по размещению очередного выпуска еврооблигаций (для этого останется провести «технические и бюрократические процедуры»). Конкретную сумму внешних заимствований правительство пока не называет.

Замминистра финансов Максим Ермолович в недавнем интервью TUT.BY отметил, что общий разрыв финансирования по внешнему долгу Беларуси в ближайшие годы будет находиться в районе 3 млрд. USD. Поскольку для покрытия этого «разрыва» Беларусь собирается одновременно запрашивает деньги и у Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и у Международного валютного фонда, то политику внешних заимствований Беларуси в ближайшие годы М. Ермолович назвал «многовекторной». «Программа для АКФ и МВФ единая, она ничем не отличается. Не исключается, что поддержку будут оказывать и Антикризисный фонд, и МВФ. Мы ведем переговоры, чтобы это была совместная работа двух уважаемых финансовых организаций», — сказал М. Ермолович.

Для реализации «многовектороной» политики заимствований правительство не жалеет усилий. В конце марта министерства финансов Беларуси и России подписали соглашение о выделении Беларуси кредита в размере 110 млн. USD. Недавно визитом страну также посетили эксперты ЕАБР (Евразийский банк развития — управляющий средствами АКФ), в ходе которого была достигнута договоренность продолжить подготовку программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, которая могла бы быть поддержана финансовым кредитом АКФ.

Есть определенные позитивные сдвиги еще в одном «векторном» направлении. Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким 27 апреля сообщил журналистам, что премьер-министр Беларуси поручил совместной группе, в которую вошли представители правительства и ВБ, разработать «дорожную карту» структурных реформ, которая бы полностью соответствовала интересам страны. Рабочий вариант «дорожной карты» 17–18 апреля обсуждался на весенней сессии МВФ и ВБ в Вашингтоне, где прошла совместная встреча с участием представителей правительства Беларуси, Всемирного банка и МВФ. «Это был первый шаг. Стороны смогли поделиться своими мнениями, и мы смогли свести их воедино для дальнейшей работы. Продолжим в трехстороннем формате обсуждать последовательность и степень структурных реформ», — сказал Ян Чул Ким. По его словам, в ходе этой встречи вице-президент по региону Европы и Центральной Азии ВБ подтвердил намерение предоставить всю необходимую техническую помощь для того, «чтобы сделать эту дорожную карту реализуемой и ориентируемой на конкретный результат.

Ранее белорусский премьер Андрей Кобяков говорил, что в нынешних непростых условиях Беларусь рассчитывает на партнерство с ВБ как для создания новых точек роста, так и для проведения экономических преобразований в стране. В скорые экономические преобразования в Беларуси, конечно же, верится с трудом, а вот расчет правительства на то, что его успешное сотрудничество с ВБ при подготовке программы структурных реформ может проложить «мостик» к будущему кредиту МВФ, читается между строк.

Очевидно, что белорусское правительство сейчас крайне заинтересовано в несвязанных кредитах, которые можно направить на рефинансирование текущего долга, в частности, долга перед МВФ. В то же время кредиты ВБ на такие цели использовать нельзя: они выделяются под определенные проекты — в отличие от МВФ, который кредитует страны под определенные макроэкономические программы.

Так что белорусской стороне сегодня крайне важно продемонстрировать свою приверженность структурным реформам и заручиться в этом деле поддержкой ВБ. «Те переговоры, которые мы ведем, внушают надежду. Охват вопросов очень широк», — пространно отметил Ян Чул Ким. При этом, как было сказано, правительство Беларуси проявляет высокую активность, предлагает добавить в дорожную карту те или иные разделы, — «оно хочет еще больше мер, чем было раньше запланировано».

Вместе с тем, как отмечают эксперты ВБ, ожидать каких-то радикальных изменений в проводимой белорусским правительством экономической политике не стоит. По словам Ян Чул Кима, «трансформация экономической структуры будет продолжаться эволюционными темпами, а не какими-то революционными шагами». В то же время скорость реформ, подчеркнул он, будет зависеть от ресурсов, доступных экономике. А поскольку «сейчас существует большая неопределенность внешнего финансирования для Беларуси», то дорожная карта должна быть гибкой — для адаптации под соответствующую ситуацию.

Между делом глава представительства ВБ весьма позитивно оценил работу новой правительственной команды по стабилизации ситуации на финансовом рынке. «Кажется, что мы увидели приверженность Нацбанка и правительства правильной политики, несмотря на то, что иногда этот означает болезненное влияние в краткосрочной перспективе», — отметил Ян Чул Ким.

Для справки:

Недавно Всемирный банк ухудшил прогноз падения экономики Беларуси в 2015 году до 3,5% (в январе текущего года ВБ сделал прогноз роста ВВП Беларуси на 1,8% по итогам 2015 года). В 2016 году, по оценкам ВБ, ожидается падение ВВП на 1%, и только в 2017 году банк ожидает выхода экономики на траекторию роста. Такая оценка обусловлена тем, что основные торговые партнеры Беларуси — Россия и Украина — сейчас находятся в рецессии. Кроме того, заметно упала цена на нефть, вследствие чего снизилась маржа нефтепереработки.

ВВП Беларуси в первом квартале текущего года сократился на 2% при официальном годовом прогнозе роста 0,2-0,7%. МВФ прогнозирует падение ВВП Беларуси на 2,3%, ЕАБР — на 1-2%, ЕБРР — на 1,5%.