Новое соглашение о прекращении огня для Украины был подписан в Минске почти год после того, как российские войска — военнослужащие в масках и без военных знаков отличия — вторглись в Крым. С тех пор тысячи украинцев были убиты, и сотни тысяч стали беженцами в своей собственной стране. Российский президент Владимир Путин, решив силой восстановить сферу влияния, некогда установленную Российской / Советской империей, нарушил правила, которые обеспечивали мир в Европе — в действительности в большинстве стран мира — на протяжении трех поколений.

В то время, когда Россия начала реализовывать свою претензию подчинить Украину, я находилась в тюрьме и питала слабую надежду когда-либо обрести свободу. Режим бывшего президента Виктора Януковича выплясывал под дудку Кремля, и мое тюремное заключение завершилось только благодаря мужеству миллионов украинцев, которые требовали его отставки. Тем не менее, моя свобода оставила горький привкус, поскольку ее обретение совпало с началом войны против моей страны.

Теперь, после года жестокостей, диверсий и лицемерия, невиданных со времен нацистского режима в Европе, лидеры Франции, Германии, России и Украины договорились по поводу новой дорожной карты, ведущей к миру для нашей страны. Я хотела бы надеяться, что соглашение, достигнутое в Минске, в отличие от соглашения, подписанного там же в сентябре 2014 года, достигнет своей цели. Народ Донбасса, до сих пор подвергающийся бомбардировкам и осажденный российскими войсками и их местными пособниками, заслуживает возвращения к нормальной жизни.

Наши военнопленные и заложники также заслуживают того, чтобы вернуться в свои семьи. Первый тест на степень приверженности Кремля к выполнению Минского соглашения должен состоять в требовании освободить из следственного изолятора Надежду Савченко, первую украинскую женщину — пилота боевых самолетов. Прошло более двух месяцев после того, как Савченко объявила бессрочную голодовку в знак протеста против ее явно незаконного лишения свободы по обвинению, еще более нелепому, нежели те, на основании которых была заключена в тюрьму я.

Конечно, я надеюсь, что новое соглашение будет окончательными, в конечном итоге, принесет мир в Украину. Но такой исход маловероятен, учитывая, что соглашению не хватает определенного механизма принуждения — наподобие автоматического отключения России от системы передачи информации и совершения платежей SWIFT в случае невыполнения ей какого-либо из пунктов договора. Просто доверять «доброй воле» Кремля было бы безрассудно.

Украина и ее партнеры должны разработать четкую стратегию и план действий на случай, если последнее Минское соглашение будет нарушено. Этот план должен включать в себя предоставление военной помощи украинским вооруженным силам; в конечном итоге, сила отпугивает, слабость провоцирует. В более широком смысле, несмотря на весьма напряженную ситуацию в нашей стране, Украина заслуживает четкого плана, отталкивающегося от текущего состояния безопасности «серой зоны» и направленного в сторону ее Евро-Атлантического будущего. Мы уже заплатили высокую цену за наши европейские устремления; и мы не должны отказываться от них теперь.

Более того, если партнеры Украины серьезно привержены принципу верховенства закона, на кремлевских лидеров должны быть поданы иски в Международной уголовный суд в Гааге за многочисленные военные преступления и преступления против человечности, которые совершили в Украине вооруженные группы людей. Начиная с момента своего вторжения в Крым год назад Россия постоянно нарушала Устав Организации Объединенных Наций, многочисленные международные договоры и международные гуманитарные нормы.

Мы в Украине многое узнали о себе — также как о России и Европе — в течение этого года, прошедшего под знаком жестокости. Мы обнаружили в нашей страдающей стране новое нерушимое национальное единство, также же как и новые основания для всеобъемлющей реформы экономики, правительства и общества, поскольку не только наше европейское будущее, но и сама независимость Украины зависит от этого. Если мы не реформируемся, мы будем порабощены.

Но катастрофа, которую Россия вызвала в Украине, также обозначила опасные линии разлома по всей Европе. В Украине Путин нашел идеальный инструмент для того, чтобы посрамить и разделить Запад. Его политическое кредо тривиально: теми, кого он может разделить, он может управлять.

Действительно, в течение минувшего года мы в Украине часто в недоумении наблюдали, как Европа пытается противостоять столь явному акту агрессии. Если бы не самолет Малазийских авиалиний (с 298 пассажирами на борту), сбитый над оккупированной повстанцами территорией, то представляется сомнительным, что Соединенные Штаты и Европейский Союз когда-либо приняли бы нынешнюю программу экономических санкций против Россию.

Первая линию разлома, которую создала Россия в Европе, можно обнаружить среди стран бывшего советского блока. Некоторые из них — например, Польша и страны Балтии — последовательно осуждали действия России и требовали решительных ответных мер. Но в других странах региона политические лидеры быстро склонились к тому, чтобы оправдать вторжение России и аннексию Крыма, или же утверждать, что Россия слишком сильна для того, чтобы противостоять ей. Попустительство, как оказалось, живет и процветает в странах, которые мы вроде бы знали.

Потом пошел процесс формирования чего-то вроде политической пятой колонны по всей Европе. Приверженные евроскепсису политические партии — как слева, так и справа — стали рассматривать авторитарный национализм Путина в качестве модели для нелиберальных режимов, которые они хотели бы установить, попутно развалив ЕС.

В самом деле, Кремль финансирует многие из этих партий. Ленин однажды сказал, что капиталисты продают веревки, на которых они будут повешены. Сегодня европейские правительства, похоже, готовы позволить Путину купить голоса, с помощью которых он будет разрушать ЕС.

Есть и другие сторонники Кремля, в том числе руководства корпораций, которые хотели бы вернуться к обычному бизнесу с Россией, а также академические апологеты Советского Союза, которые спустя 25 лет после его распада усматривают шанс для его реабилитации. И опросы общественного мнения показывают, что значимая часть европейцев подвержена воздействию риторики Путина, а его стратегия разделения ЕС и НАТО, кажется, делает реальные успехи.

Давайте внесем ясность. Именно то, что происходит в Украине — а не финансовый тупик в случае с Грецией — является конечным тестом на устойчивость европейского и трансатлантического единства. Линии разлома, идущие от Украины, подрывают фундаментальные ценности, которые лежат в основании послевоенного мира и процветания в Европе. Отказ защищать эти ценности в Украине приведет к их низложению далеко за пределами наших границ. Запад, который разделен, в этом кризисе устоять не сможет. Пора действовать.

Перевод с английского: Наше мнение

Оригинал статьи:Project-Syndicate