Через год послескандального разрыва калийного альянса и отказа работать вместе с российским «Уралкалием» белорусский спецэкспортер калиныйх удобрений — Белорусская калийная компания — сделала заметный рывок. По итогам первого полугодия 2014 года «Беларуськалий» увеличил свою нишу на мировом рынке до 18,7%, хотя в 2012 году она составляла около 15%. Для сравнения: доля конкурента — «Уралкалия» — в первом полугодии 2012 года составляла, по данным IFA, 19,4%, а в отчете за первое полугодие 2014 года доля «Уралкалия» в продажах хлоркалия оценивается в 18,3%. Получается, что «Беларуськалий» буквально за год догнал своего конкурента по основной позиции.
Кроме того, по данным IFA, Белорусская калийная компания (БКК) стала лидером поставок калийных удобрений в Бразилию: белорусская компания сейчас занимает около 30% рынка этой страны. Исторического максимума достигли в первом полугодии 2014 года и поставки белорусских калийных удобрений в Китай — 830 тыс. тонн. Доля белорусского калия на китайском рынке в этот период превысила 20%.
БКК при этом стремится не только наращивать объемы продаж, но и повышать эффективность экспорта: в октябре 2014 года БКК подписала с бразильской компанией Rocha Terminais Portuarios e Logistica соглашение об аренде таможенных складов, а также об организации хранения и обработки грузов в порту Паранагуа (Бразилия).
В результате 2014 год для «Беларуськалия» может стать рекордным с точки зрения физических объемов экспорта калийных удобрений, которые, как ранее отмечала генеральный директор БКК Елена Кудрявец, могут превысить 9 млн. тонн (объем производства калийных удобрений по итогам 2014 года составил 10,336 млн. тонн).
Валютная выручка по результатам прошлого года тоже увеличится — по предварительным оценкам, до 2,5 млрд. USD. На фоне неудачного 2013 года, когда валютная выручка ведущего экспортера страны упала до 2,063 млрд. USD (минус 599,3 млн. USD к уровню 2012 года), это можно считать успехом. Конечно, если игнорировать то обстоятельство, что этот успех достигнут преимущественно за счет роста физических объемов продаж, а не цены. Именно так — цена важнее объемов — всегда определяли свои приоритеты белорусские калийщики. Но так было до июля 2013 года, пока «Уралкалий» не объявил о новой стратегии продаж на калийном рынке — объемы важнее цены.
Какие факторы определили успех новой команды БКК? Она, безусловно, старалась и проявила максимум усердия в достижении поставленных руководством страны целей перед главным экспортером страны. Но только усердия и профессионализма было бы явно недостаточно, чтобы по ходу, фактически с нуля создавать свою трейдинговую сеть и при этом не проиграть гонку за объемы продаж.
Укрепить позиции на мировом рынке в новых условиях «Беларуськалию» помогла господдержка. Чтобы ведущий белорусский экспортер не оказался на задворках мирового калийного рынка, А. Лукашенко на фоне сложной экономической ситуации в стране пошел на исключительные меры — своим указом от 5 сентября 2013 года обнулил экспортные пошлины на калийные удобрения (до этого пошлина составляла 75 евро/тонна и 85 евро/тонна — в зависимости от наличия у Беларуси с данной страной договора о свободной торговле). Благодаря обнулению пошлин налоговая нагрузка на «Беларуськалий» снизилась до 24% с 36,6%, что позволило белорусскому экспортеру заметно повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках.
Но уже спустя несколько месяцев фискальные органы посчитали, что налоговые каникулы пора завершать. При верстке бюджета-2014 Минфин попытался восстановить экспортную пошлину на калийные удобрения в размере 60 евро/тонна. Однако это предложение было явно поспешным, так как калийный рынок из-за падения цен почти в два раза к началу 2014 года так и не оправился, и, естественно, «Беларуськалий» был абсолютно не готов к дополнительным изъятиям.
Надо полагать, и при формировании бюджета-2015 года экспортная пошлина на калий рассматривалась как один из важнейших рычагов привлечения дополнительной валюты в бюджет. Тем более, что на фоне падения мировых цен на нефть снижается также валютная выручка от экспорта нефтепродуктов и собственно нефти. Поэтому предложения фискальных органов о введении экспортной пошлины на калий с учетом результатов работы БКК по итогам2014 года было ожидаемым.
Указом № 654, который А. Лукашенко подписал 31 декабря 2014 года, в Беларуси с 1 января 2015 года вновь введена вывозная таможенная пошлина на калийные удобрения — 45 евро/тонна. Также указом А. Лукашенко N 655 от 31 декабря 2014 года в этом году Беларуси скорректированы налог на добычу калийной соли. Теперь он уплачивается по адвалорной ставке в долларах США или евро в сумме, определенной с учетом установленного Нацбанком на день уплаты официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте.
Отметим, что ставка налога на добычу полезных ресурсов (НДПР) в отношении калийных удобрений в Беларуси резко увеличились в июле 2011 года. Тогда в соответствии с указом президента № 320 ставка этого налога возросла сразу в 12,5 раза. Столь резкое повышение ставок НДПР было предусмотрено программой действий белорусских властей, принятой при предоставлении в 2011–2013 годах кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС на 3 млрд. USD. До апреля 2014 года при начислении налога на добычу калийной соли «Беларуськалий» с каждой тонны уплачивал и специфическую, и адвалорную ставки налога, которые исчислялись исходя из средневзвешенной цены на калийные удобрения, — их в свою очередь ежемесячно устанавливало Министерство по налогам и сборам. По указу президента N188 с 1 апреля по31 декабря 2014 года была установлена единая адвалорная ставка НДПР в размере 12%.
Дефицит валюты вынуждает власти буквально скрести по валютным сусекам ведущих экспортеров страны.
Одна из новаций 2015 года — решение о том, что предприятия, имеющие рентабельность за отчетный период более 30%, теперь обязаны ежеквартально сверх минимальной обязательной части прибыли, которую они уже выплачивают в бюджет в соответствии с указом президента от 28 декабря 2005 года № 637, отчислять еще 30% прибыли в республиканский бюджет, соответствующие бюджеты первичного, базового и областного уровней.
Но для «Беларуськалия» как главного экспорта страны этот налог установлен индивидуально и они гораздо выше, чем у остальных, — 55%. При этом ему ограничили размер собственных средств, направляемых в 2015 году «на создание и приобретение основных средств производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе осуществляемые по договору простого товарищества, и нематериальных активов, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели».
Кризисный опыт свидетельствует о том, что в условиях острого дефицита валюты власти всегда прибегают к спасительной палочке-выручалочке — «Беларуськалию». На финише года правительство своим постановлением № 1198 от 18 декабря 2014 года обязало «Беларуськалий» до 30 декабря перечислить в фонд нацразвития не менее 300 млрд. BYR (27,533 млн. USD по курсу 1доллар = 10900 BYR) в счет госдивидендов, подлежащих выплате по итогам 2014 года.
Как бы такое усердное «общипывание» основного валютного донора в условиях не прекращающегося валютного кризиса в стране не обернулось для него катастрофическими последствиями.