За последние три месяца 2014 года белорусская валюта по отношению к доллару США девальвировалась на 12,4%, а за 10 дней 2015 года — еще на 18,8%. Такая девальвация неизбежно ведет к ускорению темпов инфляции с лагом до 2-3 месяцев. При этом возникает закономерный вопрос о прогнозировании темпов инфляции в белорусской экономике в 2015 году, которые будут заведомо выше заложенной «Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год» инфляции в 12%. Такое прогнозирование необходимо как из оценки перспектив развития национальной экономики в целом, так и для корректировки проводимой в стране социально-экономической политики.
При оценке влияния девальвации на динамику инфляции необходимо учитывать следующие основные факторы:
— долю импортной составляющей в белорусских товарах;
— увеличение заработной платы, пенсий и субсидий населению для компенсации девальвационно-инфляционных потерь;
— девальвационные ожидания домашних хозяйств;
— рост цен на импортные потребительские товары.
В среднем по экономике Республики Беларусь доля импортной составляющей равна примерно 40% от всех затрат на производство. Девальвация национальной валюты удорожает импортные компоненты в белорусских рублях и автоматически ведет к увеличению издержек производства. В результате возникает так называемая «инфляция издержек» по материалам, сырью, топливу и комплектующим изделиям, на которую Национальный банк после девальвации валюты уже не способен оказывать серьезного влияния. Увеличение этих издержек ведет к росту цен.
В то же время монетарные власти способны серьезно ограничить увеличение заработной платы для компенсации потерь работников из-за обесценения национальной валюты. В этом случае Национальный банк может ужесточить денежно-кредитную политику, ограничив кредитование и создав для реального сектора дефицит денежных средств. Но целесообразно ли применение такой меры на практике?
Думается, что жесткая монетарная политика в условиях возрастающих внешнеэкономических рисков поставит белорусские предприятия в еще более тяжелые условия, приведет к сокращению рабочей недели или увольнению работников. Кроме того, использование политики жесткого сдерживания доходов домашних хозяйств в текущем году маловероятно с учетом предстоящих политических событий.
Поэтому следует ожидать, что экономически благополучные предприятия в условиях относительно мягких монетарных и бюджетных ограничений смогут в основном компенсировать девальвацию национальной валюты повышением заработной платы своим работникам с автоматическим увеличением отчислений в фонд социальной защиты населения. Кроме того, величина накладных расходов также обычно привязана к фонду заработной платы. В результате цены на продукцию и услуги возрастут не только из-за удорожания импортных сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, но и из-за увеличения заработной платы и начислений на нее.
Рост зарплат для компенсации снижения курса белорусского рубля был особенно характерен для белорусской экономики в конце 2011–начале 2013 годов. Вместе с тем, в Республике Беларусь имеется достаточное количество убыточных предприятий, которые не имеют возможности повышать заработную плату с учетом инфляции, что ограничивает темпы роста издержек по статье «заработная плата» и связанных с нею статьями калькуляции в сравнении с динамикой девальвации белорусского рубля.
Другой фактор — девальвационные ожидания населения. Он влияет на инфляцию путем стимулирования спроса на иностранную валюту и потребительские товары (в том числе импортные). Повышение спроса на доллары, евро, российские рубли монетарные власти пытаются ограничивать дополнительной девальвацией белорусского рубля, что, в свою очередь, ведет к ускорению темпов инфляции. Временно введенная в конце прошлого года комиссия за покупку иностранной валюты в какой-то степени сбила ажиотаж возле обменников, но также повлияла на рост цен. Трехэтапная отмена этого сбора (каждый раз по 10 процентных пункта) сопровождалась девальвацией белорусского рубля на каждом из этапов более, чем на 7%. То есть, власти пошли навстречу политически активным промышленникам и предпринимателям, фактически заменив этот сбор девальвацией национальной валюты.
При относительно стабильных условиях развития девальвационные ожидания населения преобразуются просто в инфляционные ожидания и относительно легко демпфируются повышением ставок по банковским депозитам, что увеличивает склонность к сбережениям. В настоящее время верхняя граница по рублевым вкладам физических лиц установлена на уровне 50%. С учетом того, что белорусский рубль по отношению к российской валюте еще серьезно недодевальвирован, а Национальный банк перешел к практике привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которой доля российского рубля увеличена, то следует ожидать дальнейшей девальвации национальной валюты. В результате самая высокая ставка по рублевым депозитам может не скомпенсировать потери от девальвации. Если бы темпы девальвации белорусского рубля за первые 10 дней 2015 года сохранились на весь год, то девальвация в пересчете на годовые проценты составила бы 686% (!). Естественно, что такой расчет недостаточно корректен и темпы девальвации снизятся, но определенный «осадок» от мер Национального банка в начале года остается.
Исходя из изложенного, возможны два основных сценария развития событий.
Первый сценарий предполагает, что при осуществлении активной политики импортозамещения будет проводиться жесткая денежно-кредитная политика, которая ограничит возможности наращивания заработной платы в соответствии с темпами девальвации белорусского рубля. В этом случае следует ожидать прироста инфляции на 0,4-0,5% на каждый процент девальвации национальной валюты.
Между тем, в условиях необходимости поддержания в текущем году жизненного уровня населения на достаточно высоком уровне более вероятен второй сценарий, предусматривающий относительно мягкое денежно-кредитное и бюджетное регулирование, которое поддержит предприятия, не позволит вырасти безработице и частично компенсирует домашним хозяйствам потери от девальвации ростом заработной платы сначала на предприятиях-экспортерах, затем на других успешно работающих предприятиях реального сектора, а затем и бюджетникам. В результате на 1% девальвации белорусского рубля следует ожидать прирост инфляции на 0,6-0,7%. Это означает, что прошедшая девальвация белорусского рубля в конце 2014 — начале 2015 года в размере 31,2% приведет к ускорению инфляции ориентировочно на 21-22%, которые приплюсуются к инфляции, уже заложенной «Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год».
Поскольку очевидно, что процесс девальвации белорусского рубля еще не завершен, то с достаточной степенью вероятности можно предположить, что уровень инфляции в 2015 году превысит 40%. Это следует учитывать при прогнозировании развития национальной экономики.
Вместе с тем, в условиях относительно мягкой денежно-кредитной и бюджетной политики инфляция сама по себе способна генерировать новую инфляцию, затягивая таким образом в гиперинфляционную спираль. В таких условиях монетарным и фискальным властям следует с осторожностью подходить к дальнейшей девальвации национальной валюты, к выдаче дополнительных кредитов экономике, а также к бюджетной поддержке субъектов хозяйствования. При этом, как не прискорбно, следует также взвешенно подходить к компенсации потерь от инфляции домашним хозяйствам, обеспечивая первоочередную защиту низкодоходных слоев населения.