Обвал нефтяных цен и резкое ослабление российского рубля актуализировали вопрос об очередной девальвации в Беларуси. Вопрос сложный, поскольку имиджевые потери для власти здесь очевидны, в то время как экономические приобретения не гарантированы. Во всяком случае, предыдущие девальвации — даже с трехкратным ослаблением белорусского рубля — не очень способствовали оздоровлению экономики (см. Инфляция vs девальвация).
Прежде всего, следует вспомнить, что «чистой» девальвации национальной валюты у нас не происходило ни разу. Всякая девальвация сопровождалась сопоставимым или опережающим ростом цен, то есть инфляционным скачком. Немного утрируя, можно утверждать, что реальной валютой у нас в стране является доллар, а не рубль, и цены в любом случае привязаны к долларовому, а не рублевому эквиваленту. Даже правительство — при любом изменении курса белорусской «валюты» — тут же подтягивает рублевые, регулируемые государством, цены к привычному долларовому эквиваленту. Делается это вполне официально. Цены на бензин, к примеру, официально привязаны к доллару. Та же тенденция наблюдается и с ценами на продовольствие. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси начало устанавливать минимальные рекомендуемые экспортные цены в долларах США (ранее — в российских рублях). Согласно решению рабочей группы, размещенной на сайте ведомства, с 3 декабря с. г. минимальная рекомендуемая экспортная цена на говядину 1 категории мороженой (быки) составляет USD3,88 за 1 кг на условиях FCA (100% предоплата) (ранее — RUB180), говядину 1 категории мороженой (коровы) — USD3,39 за 1 кг (RUB 155), ну и так далее. А через экспортные цены задается ориентир и для внутренних цен, которые, впрочем, выше экспортных.
По другим группам товаров — приблизительно то же самое, разве что в ряде случаев неофициально. Зачем тогда девальвация, если все цены у нас все равно фактически долларовые? Доллар же белорусские экономические власти девальвировать не могут. И поскольку это так, то снижение курса рубля в частности не приводит к долговременному повышению конкурентоспособности наших экспортеров.
Наглядный пример «правильной» девальвации, девальвации без опережающей инфляции, можно наблюдать сегодня в России. Там курс национальной валюты снижается по отношению к другим валютам, но цены внутри страны в национальной валюте не растут или их рост сильно отстает от темпов девальвации. Это стимулирует национальных производителей и создает сложности для импортеров. И если российскому правительству удастся сохранить такое положение хотя бы год, а лучше пару лет, то их производители получат ощутимые конкурентные преимущества. Соответственно те, кто экспортирует товары в Россию, будет испытывать трудности. Белорусские экспортеры уже ощутили это. «Проблеме» российского рынка было уделено особое внимание на совещании по актуальным вопросам развития экономики с участием главы государства, представителей Нацбанка и Администрации президента. Там в частности была выражена надежда на то, что «скорее всего в ближайшее время в России может произойти инфляционный всплеск, и это позволит частично компенсировать те трудности, которые возникли у экспортеров». Может, произойдет. Пока же белорусские экспортеры пребывают в унынии, а граждане Беларуси ринулись в Россию за сильно подешевевшими в долларовом эквиваленте товарами, тем самым игнорируя «беларускае» и наказывая собственную торговлю за нерасторопность. А в обменных пунктах образовался дефицит российских рублей.
На фоне «правильной» девальвации России значительно выросли продажи практически всех групп товаров — от электронных гаджетов до автомобилей и квартир. И это позволяет несколько купировать негативный эффект от обвала цен на нефть, хотя, конечно, и не полностью. Даже новогодние праздники подавляющее большинство россиян планирует встречать дома, а не в Альпах, Таиланде или в Беларуси. Как сообщила российская газета «Ведомости» со ссылкой на исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майю Ломидзе, количество бронируемых россиянами турпутевок за границу сократилось почти наполовину. Это в принципе понятно: например, в Минске средние цены на отели превзошли московские и питерские.
Однако рост цен в России набирает обороты, инфляцию начинает раскручиваться, так что спасительный для наших властей «инфляционный всплеск» вполне может случиться. И тогда российская девальвация из «правильной» превратится в «беларускую». Соответственно, польза для экономики от такой девальвации быстро сойдет на нет. Но это — пока еще возможность.
Ориентируясь на российский пример, можно высказаться по поводу развернувшейся у нас полемики, проводить ли очередную девальвацию или пока нет. Если проводить девальвацию как ее у нас всегда проводят, то есть с одновременным ростом цен в рублях и даже в долларовом эквиваленте, то особого смысла в ней нет. Если же провести девальвацию без аналогичного разгона инфляции, то смысл есть. Кроме того, если курсы валют изменились, а цены в магазинах остались прежними, то и негативная реакция населения будет не столь острой. Перед выборами это имеет значение.