3 октября представители «Нафтогаз Украины» заявили о подписании соглашение с норвежской государственной компаниейStatoil о поставке природного газа через реверсный коридор в Словакии. Официально объемы поставляемого газа и сумма сделки не разглашаются, однако, согласно ряду источников, Statoil ежедневно будет поставлять Украине 12-15 млн кубических метров природного газа по цене «значительно ниже российского газа».

С учетом отсутствия официальных данных о характеристиках контракта, мы можем сделать следующие выводы о влиянии норвежско-украинского контракта на поставки газа в Украину и европейский газовый рынок в целом.

Украина ежегодно потребляет около 55 млрд. кубических метров газа, 20 из которых она добывает на собственной территории. При условии, что норвежские поставки будут идти на «максимуме» в размере 15 млн кубометров в сутки, поставки норвежского газа удовлетворят около 15% ежегодных «импортных» потребностей Украины. Для Statoil поставки газа в Украину составят чуть более 5% от общего ежегодного импорта газа при общем импорте в размере 106 млрд. кубометров и добыче в размере 110 млрд. кубометров в год.

Маловероятно, что норвежско-украинский контракт является долгосрочным. С учетом экономических трудностей в Украине и необходимостью «обкатки» новой схемы поставок, вполне вероятно, что Украина покупает газ по спотовым ценам (в пользу этого говорят и малые объемы поставок). В перспективе Украине выгоднее заключить долгосрочный контракт, подразумевающий индексацию цен на газ к ценам на нефть (правило долгосрочных контрактов Statoil), чтобы избежать переплаты за газ в холодное время года, когда цены на европейских газовых хабахмогут сильно расти.

С учетом того, что в середине октября заканчивается сезон закачки газа в подземные хранилища, наиболее вероятно, что Норвегия продает Украине газ из незаконтрактованных излишков. По этой причине, и также принимая во внимание низкий объем украинского газа относительно общих объемов норвежского экспорта, ожидать существенного повышения цены на газ для европейских потребителей до марта 2015 года не стоит (в марте подземные хранилища традиционно истощаются). Это утверждение верно для «базового сценария», подразумевающего отсутствие перебоев с подачей российского газа в Европу.

Увеличение газового реверса из Словакии и Венгрии в Украину стало поводом к снижению объемов поставок российского газа в Европу в конце сентября 2014. Снижение в данном случае играло роль «кнута» для стран Европы (формально поводом к снижению стали ремонтные работы на «Ямал-Европа», но Польше было отказано в увеличении поставок по другим путям, а в Венгрию поставки был восстановлены по другим путям после снижения реверса в Украину). Норвежский контракт позволяет частично компенсировать реверсные поставки в Украину и убрать реверс как раздражающий Кремль фактор. В краткосрочной перспективе это стабилизирует устойчивость поставок газа на европейский рынок.

В средне- и долгосрочной перспективе норвежский контракт не несет издержек для европейских потребителей в отношении роста цены и нехватки газа зимой. Объем газа, поставляемого в Украину из Норвегии по текущему контракту, крайне мал относительно общих объемов добычи и экспорта газа Норвегий в Европу, и в два раза меньше даже реверсных поставок газа из Словакии и Венгрии. Норвежские поставки в большей мере могут сыграть роль «красной тряпки» для Кремля и стать поводом для снижения поставок газа в Европу в целом. Однако, Норвегия экспортирует в Украину собственный газ в довольно небольших объемах, поэтому большим раздражителем для России является словацко-венгерский реверс.