Александр Лукашенко обсудил с госсекретарем Союзного государства (СГ) Григорием Рапотой подготовку проведения союзного Совмина. Насколько актуальными являются проблемы данного образования в свете острой ситуации в Украине?
Андрей Федоров. Действительно, если говорить о структурах, существующих на постсоветском пространстве, то наиболее затронутым украино-российским противостоянием оказался Таможенный союз (ТС). Как известно, в качестве едва ли не главной формальной претензии к Киеву Кремль выдвигает то обстоятельство, что, дескать, в результате подписания Украиной Договора об ассоциации с ЕС европейские товары по нулевой пошлине через Украину могут пойти в государства ТС, подрывая тем самым их экономики. Хотя на деле, разумеется, причины, вызвавшие российскую агрессию, совершенно иные…
Как бы там ни было, белорусско-российская интеграция отошла на второй план. Сам белорусский лидер на рассматриваемой встрече отметил, что в текущем году заседаний союзных органов, в том числе высшего госсовета, не проводилось. Более того, по-прежнему нет полной уверенности в том, что последний все-таки состоится — Рапота лишь выразил соответствующую надежду.
Между тем, по-видимому, есть все основания согласиться с Лукашенко, что, несмотря на постоянно поддерживаемые контакты между первыми лицами, в двусторонних отношениях накопилось немало вопросов, требующих решения. К числу основных, безусловно, относятся и те, которые он выделил: введение Западом санкций против России и наложенное ею ответное эмбарго, а также обстановка, складывающаяся в военно-политической сфере.
Вместе с тем, нельзя исключать, что на предстоящем мероприятии будут затронуты и другие, не самые приятные для официального Минска темы. В частности, Москва может считать не вполне союзническим его достаточно благожелательное отношение к «киевской хунте». Например, обещание обеспечить южных соседей требуемыми нефтепродуктами. Или подозрения в намерении слегка погреть руки на реэкспорте пищевой продукции, намеки на что, кстати, уже звучали.
И все же, как представляется, в условиях, когда Россия находится под регулярно ужесточающимися западными санкциями, а Казахстан в последнее время устами елбасы периодически делает заявления, в которых выражается готовность выйти из Евразийского экономического союза, если членство в будет угрожать суверенитету страны, Кремль не станет слишком уж сильно нажимать на одного из своих крайне немногочисленных сторонников. СГ будет сохраняться им как резервный вариант на случай неблагоприятного развития событий.
В пользу такого подхода свидетельствует предоставление Беларуси российского государственного кредита на полтора миллиарда долларов, пусть даже осуществленное с почти годичной задержкой.
Так что, скорее всего, в ближайшее время дело сведется к чисто формальным аспектам, в частности, к утверждению бюджета. Что же касается принципиальных изменений, то они могут произойти лишь после того, как тем или иным образом получит разрешение нынешняя ситуация вокруг Украины.