Калийный скандал, потрясший в 2013 году весь мировой рынок, привел к принципиальным переменам на калийном рынке. Новая философия, которую объявил «Уралкалий» после разрыва отношений с «Беларуськалием» — объемы превыше цены — подстегнула конкуренцию среди производителей, в то время как прежняя концепция — цена превыше объема — стимулировала конкуренцию покупателей хлоркалия.
Однако вряд ли объявленная «Уралкалием» стратегия продаж стала абсолютно неожиданной для мировых игроков. Они, в том числе «Беларуськалий», были в курсе тенденций и прекрасно понимали: еще 2-3 года — и на рынок, завершив к этому времени строительство новых калийных рудников, выйдут новые игроки с дополнительными объемами хлоркалия. Что будет дальше, спрогнозировать было несложно: предложение на рынке заметно увеличится, что приведет к конкуренции поставщиков, а значит, и прежние правила игры — цена превыше объема — объективно поменяются.
Отметим, что летом 2013 года «Уралкалий» опередил ситуацию: российская компания объявила о смене стратегии, не дождавшись выхода на рынок новых игроков. Что, в свою очередь, отодвинуло их планы по запуску новых мощностей: на фоне низких цен на калий спешить нет резона.
Новая стратегия — новая ситуация
После резонансного разрыва отношений с российским партнером «Беларуськалию» пришлось не только фактически с ноля создавать свою трейдинговую сеть, но и, что еще гораздо сложнее и затратней, — самостоятельно торговать в принципиально новой ситуации на калийном рынке.
Суть новой стратегия продаж можно изложить коротко: выигрывает тот игрок, у кого ниже себестоимость. То есть, в тендерах на поставку калийных удобрений побеждает тот производитель, чья себестоимость продукции ниже, чем у конкурентов (низкая себестоимость может позволить компании снизить цену и увеличить объемы производства).
Новая раскладка на калийном рынке потребовала господдержки главного экспортера страны. Даже в столь сложной ситуации, в какой оказалась белорусская экономика в 2013 году, власти вынуждены были пойти на существенные меры поддержки, чтобы «Беларуськалий» не потерял свою долю на рынке, а государство — не лишилось валютной выручки. А. Лукашенко вынужден был своим указом от 5 сентября 2013 года обнулить экспортные пошлины на калийные удобрения до 31 декабря 2013 года.
Обнуление экспортной пошлины на калийные удобрения (а до этого пошлина составляла 75 евро/тонна и 85 евро/тонна — в зависимости от того, имеет ли с данной страной Беларусь международный договор о свободной торговле), заметно укрепило позиции белорусского производителя. Тем более, что в России нет экспортной пошлины на поставки калия, что повышает конкурентоспособность «Уралкалия» — ныне главного конкурента «Беларуськалия». Помимо этого, «Беларуськалию» указом президента была предоставлена отсрочка по уплате в республиканский бюджет разового платежа за право пользования недрами (Петриковское месторождение) до 31 декабря 2014 года.
Отмена пошлины позволила «Беларуськалию» практически уравнять позиции с российской компанией. Без экспортной пошлины стоимость калийных удобрений «Беларуськалия» на FOB вплотную приблизилась к цене продукции «Уралкалия» — до 150-160 USD/тонна при 130-140 USD/тонна у российской компании.
И если в августе, буквально вслед за разводом с «Уралкалием», экспорт белорусских калийных удобрений упал до 170 тыс. тонн, то в сентябре вырос до 350 тыс. тонн, а в октябре — уже до 420 тыс. тонн (традиционно «Беларуськалий» экспортировал примерно в 2 раза больше). В октябре, по данным БКК, продажи компании оказались более высокими, чем даже в октябре 2012 года, когда экспортом занимался совместный с «Уралкалием» трейдер.
То, что небольшой рост экспорта в этот период произошел на фоне заметного падения цены, не стало неожиданностью. Если в августе цена белорусских калийных удобрений составляла 380 USD/тонна, то в октябре она упала примерно до 300 USD/тонна (цены указаны исходя из физических объемов продажи).
Ради того, чтобы «Беларуськалий» не потерял свои рынки, белорусское руководство в прошлом году заявило, что готово идти на дальнейшие бюджетные жертвы. А. Лукашенко 21 октября на встрече с журналистами подчеркнул, что Беларусь может отменить налоги для «Беларуськалия», чтобы выдержать демпинг на рынке калийных удобрений со стороны «Уралкалия». «У нас госкомпания, и мы выдержим демпинг (со стороны „Уралкалия“ — прим. ред.) вплоть до снятия налогов… Вы же их не сможете отменить, поскольку „Уралкалий“ — частная компания», — заявил Лукашенко.
Понятно, что в этих словах было больше бравады, ибо возможностей помочь главному отечественному экспортеру, когда страдает большинство других, в действительности у руководства страны нет. Это выяснилось уже при формировании при формировании бюджета-2014, когда правительство попыталось отыграть потерянные калийные позиции. Чтобы сверстать бездифицитный бюджет, чиновники обозначили для «Беларуськалия» нужные объемные и ценовые ориентиры. Бюджетом-2014 экспорт калийных удобрений предусмотрен на уровне 6,6 млн. тонн (это усредненный показатель между цифрами, которые обсуждались при подготовке бюджета, — 5 млн. тонн и 7 млн. тонн).
В бюджете-2014 также заложена и экспортная цена на калийные удобрения — 306 USD/тонну (это не рыночная цена, а «очищенная» — фактически это чистая выручка, поступающая от продажи удобрений. Она применяется для расчета внешнеторгового и платежного баланса страны). Также при верстке бюджета-2014 правительство поспешило восстановить для «Беларуськалия» и вывозную таможенную пошлину в размере 60 евро/тонна. Очевидно, что возврат экспортной пошлины на калий мог бы оставить «Беларуськалий» «за бортом» калийного рынка, который, вопреки оптимистичным ожиданиям, к началу 2014 года так и не оправился. Сейчас цена за тонну калийных удобрений примерно в 2 раза ниже, чем она была в начале 2013 года (тогда она превышала 600 USD/тонну).
Поэтому не успела экспортная пошлина заработать, как ее спешно пришлось отменять, — А. Лукашенко своим указом № 584 от 31 декабря 2013 года вновь обнулил ставку вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения до 31 марта 2014 года.
Снижение издержек: мера вынужденная, но необходимая
Новая стратегия на калийном рынке — объемы превыше цены — вынудила практически всех игроков включиться в гонку за объемами. Понятно, что тем, у кого себестоимость ниже, это проще делать. В частности, «Уралкалию», который, по экспертным оценкам, имеет самую низкую себестоимость добычи калийных удобрений — ниже 100 USD/тонна.
Непросто работать в новых условиях немецкому производителю Кali & Salz (себестоимость его продукции составляет около 250 USD/тонна), канадским (себестоимость около 200 USD/тонна).
Низкая цена на калий уже заставила некоторые компании, в частности, Potash Corp (Канада), Кali & Salz, сокращать производства и персонал. В частности, канадский производитель сократил тысячу человек, 10% работников планирует сократить ISL, некоторые компании вынуждены приостановливать производства и отправлять персонал в отпуска.
Очевидно, что и «Беларуськалию» сложно работать в условиях низких цен. Он свою себестоимость не раскрывает — по оценкам аналитиков, она составляет 260 USD/тонна. С целью повышения конкурентоспособности «Беларуськалий» вынужден заняться оптимизацией своих издержек. «Я не скажу, что у нас очень высокая себестоимость, но она на пределе. При этом мы обладаем большим преимуществом — наша продукция имеет высокое качество», — отметил гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко в интервью ведомственной газете в конце минувшего года.
Что касается численности работников, то она на «Беларуськалии» примерно в 2 раза выше, чем у аналогичных профильных предприятий, признал В. Кириенко. Однако, подчеркнул В. Кириенко, «сокращения — мера для нас неприемлемая». «Снижения себестоимости выпускаемой продукции мы будем достигать за счет снижения затрат, энергосбережения, модернизации производства, увеличения производительности труда», — также сказал он. Тем не менее, руководство «Беларуськалия» хорошо понимает, что единственная возможность оставаться конкурентоспособным на мировом рынке в новых условиях и обострившейся конкуренции производителей — снижать издержки.
Руководствуясь этой целью, в этом году «Беларуськалий» приступает к аутсорсингу. Речь идет о выделении вспомогательных служб в самостоятельные подразделения. В 2014 году самостоятельными подразделениями должны стать хозрасчетный проектно-конструкторский отдел и ремонтно-строительно-монтажное управление. В перспективе на «Беларуськалии» планируют выделить в обособленные структурные подразделения автотранспортный цех и сельскохозяйственное управление. При этом «Беларуськалий» как учредитель обособленных подразделений намерен привлекать эти организации в первую очередь к проектным, ремонтно-строительным, транспортным и иным работам.
Но будет ли достаточно ли этих мер для того, чтобы «Беларуськалий» сохранил свои позиции на мировом рынке? Если цены на мировом рынке в ближайшее время не повысятся, удержать свои позиции без существенной господдержки ведущему белорусскому экспортеру будет по-прежнему трудно. Не следует забывать, что «Беларуськалий» продолжает дотировать сельское хозяйство страны, поставляя на внутренний рынок около 1,2-1,4 млн. тонн калийных удобрений с минусовой рентабельностью.
Тем не менее, новая ситуация на рынке вынуждает «Беларуськалий» и здесь корректировать свою политику. Недавно комбинату пришлось приостановить поставки хлоркалия на внутренний рынок из-за того, что предприятия агросектора вовремя не рассчитываются за поставки продукцию.
Для справки
В 2013 году «Беларуськалий» снизил по сравнению с 2012 годом объем валютной выручки на 599,3 млн. USD до 2,063 млрд. USD. При этом на экспорт было поставлено 3,437 млн. тонн калийных удобрений (в пересчете на 100-процентное содержание хлоркалия) против 3,668 млн. тонн в 2012 году. Валютная выручка «Беларуськалия» в 2013 году упала прежде всего из-за снижения экспортной цены: средняя экспортная цена на белорусские калийные удобрения в 2013 году снизилась до 599,3 USD/тонна против 725,6 USD/тонна за 2012 год.