На состоявшемся вчера в Санкт-Петербурге заседании Совета глав правительств СНГ вновь был поднят вопрос о возможном введении санкций против Украины, которая в конце ноября на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе собирается подписать с Евросоюзом Соглашение об ассоциации. Насколько реально такое развитие событий, и какие последствия оно может иметь для Беларуси?
Андрей Федоров. Хотя до вильнюсского саммита остается всего неделя, едва ли кто-либо, включая высшее украинское руководство, может с уверенностью ответить, чем он завершится. Виктор Янукович сейчас испытывает сильное давление сразу с двух сторон.
Главным препятствием подписанию Соглашения является невыполнение требования Евросоюза разрешить выезд Юлии Тимошенко за рубеж для лечения. В ответ Киев в последнее время выдвинул Брюсселю претензии на экономические преференции и финансовые компенсации, о которых ничего не говорится в парафированном тексте проекта документа. Поскольку ЕС настаивает, что последний может быть подписан только в рамках саммита, то очевидно, что времени для согласований остается крайне мало.
С другой стороны Москва, по образному выражению российского обозревателя Владимира Надеина, «чем ближе дата, тем щедрее подливает бензинчику в костер пылающих разногласий». Судя по многочисленным высказываниям российских чиновников, в том числе на самом высоком уровне, Россия намерена применить целый ряд жестких мер относительно как своего экспорта в Украину, прежде всего в энергетической сфере, так и импорта из Украины во многих чувствительных отраслях.
В условиях крайне тяжелого состояния украинской экономики с ежегодным дефицитом бюджета в 10 миллиардов долларов такого рода угрозы нельзя не признать чрезвычайно опасными.
Что же касается нашей страны, то при отсутствии серьезных альтернатив нынешнему внешнеполитическому курсу исход вильнюсского саммита по данному пункту видится не имеющим для нее принципиального значения — вопрос заключается лишь в темпах попадания ее в полную зависимость от России.
Например, если, несмотря на все проблемы, Соглашение об ассоциации с Украиной все же будет подписано, то упомянутые ограничения Россией непременно будут введены. При этом официальному Минску будет настоятельно предложено присоединиться к ним, чего до настоящего момента ему удавалось избегать.
Не исключено, правда, что до юридического оформления Евразийского экономического союза (ЕЭС), намеченного на 1 января 2015 года, белорусскому руководству удастся сохранить подобную ситуацию, так как это проект является для Кремля слишком важным, чтобы подвергать его риску. Зато потом он, несомненно, постарается отыграться по полной программе.
В другом случае перспективы выглядят еще менее обнадеживающими. Тогда важность Беларуси для России существенно уменьшится, в результате чего следует ожидать достаточно скорого сокращения предоставляемых ей преференций. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…