После двухлетней паузы правительство Беларуси вновь заговорило о необходимости реформы энергетической отрасли. Но теперь в спину толкает не только давно назревшая и перезревшая внутренняя необходимость (энерготарифы для предприятий уже превысили мировой уровень), но и весьма амбициозные планы таможенной «тройки» создать общий рынок электроэнергии.
Оказывается, основные принципы общего электроэнергетического рынка трех государств ЕЭП уже сформированы и сейчас разрабатывается модель общего рынка. «Эта работа находится в завершающей стадии. В следующем году модель общего рынка будет представлена экспертам на обсуждение», — заявил недавно министр Евразийской экономической комиссии по вопросам энергетики и инфраструктуры Даниал Ахметов. Чиновники ЕЭП рассчитывают создать общий электроэнергетический рынок стран «тройки», который полностью обеспечит их потребности, снизит себестоимость и повысит эффективность использования энергомощностей — примерно на 7%, успела подсчитать ЕЭК.
Общий рынок электроэнергии стран «тройки» предложено создать в 3 этапа. На первом этапе предстоит гармонизировать нормативно-правовую базу взаимной торговли, а также разделить еще не реформированные государственные вертикально интегрированным компании на конкурентные и монопольные виды деятельности (это касается прежде всего Беларуси). Ну и уже на этом этапе ставится задача сформировать правовую базу для создания наднациональных структур управления общим энергорынком.
На втором этапе, как предполагается, будет открыт доступ на национальные оптовые электрические рынки участникам из других стран. Кроме того, на этом этапе необходимо сформировать структуры и механизмы управления общим рынком. Более того, на этом временном промежутке должна появиться ассоциация операторов магистральных сетей.
Финишный — третий этап — предполагает, что национальные рынки интегрируются в общий электроэнергетический рынок. Не исключено, что на этом этапе будет создан оператор по управлению межгосударственными магистральными сетями.
Энерготарифы как зеркало эффективности
В принципе, планы создать общий рынок электроэнергии — суть почти всякого экономического объединения. Так что можно было бы не удивляться, что такие планы вынашивают и чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Если, конечно, не знать, что сама почва для такой масштабной реформы пока совсем не подготовлена.
Самое слабое звено для энергоинтеграции в «тройке» — Беларусь. Среди стран бывшего Союза Беларусь осталась единственной страной, где энергетика с советских времен сохраняет вертикально-интегрированную структуру.
Белорусская энергосистема сегодня разделена на 6 частей по количеству областей страны, в каждой из которых по территориальному признаку объединены различные по своим задачам и функциям предприятия энергетики: в том числе мощные электростанции и межгосударственные линии электросвязи, а также и районные сети и ремонтные бригады. Энергетическое производство в Беларуси до сих не разделено по видам деятельности: производство, передача и распределение энергии. В такой системе не работают экономические механизмы, ориентированные на снижение затрат, а ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс». В результате все свои затраты энергетики бросают, как образно выразился глава Администрации президента Андрей Кобяков, в одну «топку», — на тарифы списываются многие непроизводственные расходы и потери.
10 лет назад концерн «Белэнерго» уже был готов к реформам. Тогда концерн подготовил 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они преследовали цель создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли. Различались варианты в основном лишь подходами к вопросам приватизации предприятий электроэнергетики. Эта концепция должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко. Но в последний момент этот вопрос из обсуждения исключили, а программу похоронили.
В апреле 2012 года правительство вновь вернулось к законопроекту об электроэнергетике. Проект концепции этого закона обсуждался на президиуме. Но правительство было недовольно этим документом и поручило доработать концепцию в течение месяца. Однако о нем надолго вообще забыли.
Но проблемы в отрасли за это время никуда не исчезли, а напротив, даже обострились.
В Беларуси электроэнергия вырабатывается на самом дешевом топливе — природном газе. Имея в качестве основы для производства электроэнергии самый дешевый природный газ (исключая РФ), белорусские предприятия платят за электроэнергию 14 центов за кВт/ч, в то время как в Латвии 12 центов за кВт/ч, в Польше — 10 центов, в России — 9 центов. Причину такого парадокса белорусские власти так и не объяснили. Хотя причина на поверхности: белорусским предприятиям приходится оплачивать неэффективность белорусской энергосистемы, которую «не пустили в рынок».
Законопроект уже направили депутатам
Между тем, ЕЭК уже написала сценарий создания общего энергорынка «тройки», а Беларусь по сути еще не сделала и первого шага в этом направлении. Но теперь у белорусского руководства, похоже, выбора нет. Оно обречено на реформы (или полуреформы) в энергетике, поскольку, с одной стороны, подписалось под документами о создании ЕЭС, а с другой, настаивает, чтобы с 1 января 2015 года ЕЭС стартовал без изъятий и ограничений.
Возможно, именно эти факторы заставили белорусское правительство вновь вернуться к проекту закона об электроэнергетике, который предусматривает структурные реформы в отрасли. Иначе трудно объяснить, почему практически 2 года этот документ лежал без движения, а недавно вновь был актуализирован и внесен на рассмотрение депутатам.
Белорусским вариантом реформирования энергоотрасли в первую очередь предусмотрено разделить энергопроизводство по видам деятельности: производство, передача и сбыт электрической и тепловой энергии. Предполагается, что эти меры позволят обеспечить прозрачность затрат по видам деятельности, а на финишном этапе создать оптовый рынок электрической энергии.
В прямое подчинение «Белэнерго» намечено передать 12 электрических станций высокого давления, что, как предполагается, позволит централизовать финансы и направить их на более эффективное развитие. На втором этапе намечено создать передающую компанию (уже известно, что это будет государственная компания).
Цель этих трансформаций — постепенно перейти к рынку электроэнергии. Рынок позволит госоператору покупать электроэнергию не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников, что в свою очередь позволит оптимизировать стоимость электроэнергии.
Проект реформ предусматривает также реструктуризацию системы энергонадзора. Пока этот орган находится в подчинении областных энергосистем, а в перспективе будет выведен из состава энергоснабжающих организаций и на его базе будет создано госучреждения «Энергонадзор».
Затем из состава областных энергосистем будут выделены электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше, соответствующие подстанции и на базе РУП «Объединенное диспетчерское управление» (ОДУ) будет создан сетевой оператор.
Энергетики рассчитывают, что реформа энергосистемы позволит создать новую структуру отрасли, которая будет стимулировать приток ПИИ в отечественную энергетику, а также диверсифицирует поставки энергоресурсов в страну. Они также надеются, что новая структура позволяет внедрить рыночные принципы в систему энергоотрасли страны, что позволит ей эффективнее взаимодействовать с соседними энергосистемами, которые давно работают по рыночным принципам.
В то же время проектом реформ в белорусской энергоотрасли предусмотрено, что генерирующие источники в Беларуси смогут строить и госкомпании, частные компании, а вот транспортировка и сбыт электроэнергии в Беларуси останутся в ведении государства. «Прописано, что в большой энергетике станции может строить кто угодно, но сети мы никому не отдадим», — подчеркнул недавно в этой связи первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. По его мнению, электросети относятся к естественным монополиям, их нужно сохранить в госсобственности, что позволит государству проводить эффективную политику в сфере энергетики. В. Семашко считает, что Россия и Украина совершили ошибку, передав в процессе реформы отрасли в руки частным структурам не только генерацию, но и транспортировку и сбыт электроэнергии.
Сильный стимул
Пока закон об электроэнергетике в Беларуси не принят. Однако уже на стадии его подготовки возникает естественный вопрос: если Беларусь собирается реформировать энергоотрасль по отличному от России сценарию, удастся ли странам «тройки» создать общий рынок электроэнергии?
К тому же пока неясно, поддержит ли руководство страны предложенные реформы в энергетике. Многие чиновники до сих пор боятся, что предложенные новшества — разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии — приведут к негативным последствиям для отрасли и в целом дестабилизируют обстановку в стране.
В то же время без этих шагов в направлении общего рынка белорусское правительство не сможет лелеять свою желанную мечту — получить в ЕЭС единые цены на энергоресурсы.
«Процессы интеграции в сфере электроэнергетики затрудняются в связи с экономической разнородностью субъектов этой кооперации. Мы в правительстве полагаем, что целесообразно создание единого оптового рынка энергии и мощности. В то же время для создания равных условий хозяйствования полагаем необходимым установить единые цены на углеводороды и другие составляющие себестоимости этих услуг», — заявил Михаил Мясникович, выступая на заседании круглого стола «Евразийская экономическая перспектива» 12 июня в Минске.
Как было сказано, белорусская сторона готова пойти на создание единых органов управления по функционированию и развитию межгосударственных объединений электроэнергетических систем «тройки».
Благодаря такой системе отраслевая интеграция трех стран сможет развиваться активнее, уверен М. Мясникович. Ведь должна же «тройка» продемонстрировать другим государствам привлекательность нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве. «Политически надо как-то приближать иные страны к нашему образованию», — резюмировал свои летние инициативы М. Мясникович.