В январе–августе текущего года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 119,8%, благодаря чему примерно в такой же пропорции должны изменятся финансовые показатели предприятий, отраслей, бюджетных организаций. Если уж подвижка, то всем миром, солидарная. Но всем миром — не получается. По информации Белстата, в январе–августе 2013 года выручка субъектов хозяйствования от реализации продуктов, товаров, работ, услуг составила 109,7% выручки за аналогичный период прошлого года.

Хотелось бы, чтобы выручка не отставала от цен, но динамика себестоимости производств имеет собственную логику; за восемь месяцев т. г. себестоимость составила 112,1% величины прошлого года. По этой причине вполне закономерно упала чистая прибыль, составив только 62,3% прибыли, полученной предприятиями за восемь месяцев прошлого года.

Также вполне закономерное, что количество убыточных предприятий увеличилось с 543 до 795 (с 6,6% до 9,6% в структуре учитываемых предприятий), а сумма их чистого убытка увеличилось в 2,04 раза. Чистый убыток убыточных организаций составил 4743,4 трлн. рублей. Сумма, представленная в белорусских рублях выглядит угрожающей, хотя больше внимания привлекает социальный эффект от убыточных работ. Так, по народному хозяйству на убыточных предприятиях занято 254,9 тыс. работников или 7,7% общей списочной численности, средняя зарплата которых составляет 4,7 млн. рублей.

Отсюда вывод: как бы ни работали ты и твое предприятие, зарплату в 500 долларов тебе назначат. Не взирая ни на что — включая объемы омертвленного капитала.

В текстильной промышленности объем производства по сравнению с уровнем января-августа 2012 года составил 98,2%. В то же время запасы готовой продукции в отрасли увеличились до 180,2% среднемесячного объема производства против 144,2% на 1 сентября 2012 года. По отдельным видам продукции, ситуация еще хуже. Объем омертвленного капитала в складских запасах по шерстяным тканям составил 4,6 среднемесячных объема производства, по льняным тканям — 3,1 объема, по чулочно-носочным изделиям — 3,2 объема.

Тенденция реализуется весьма наглядно. Представление о ней можно получить, скажем, исходя из позиции «одежда, аксессуары и прочие изделия из натурального меха, кроме головных уборов», складские запасы которых в 9,6 раза превысили среднемесячные объемы производства.

Сходная ситуация во многих других отраслях. По данным Белстата, валовой объем производства в обрабатывающей промышленности составил 95% от прошлогоднего уровня, складские запасы увеличились до 80,5% среднемесячного объема производства против 55,3% по состоянию на 1 сентября 2012 года. В производстве машин и оборудования складские запасы увеличились до 180,6% среднемесячного объема производства против 113,3% на 1 сентября 2012 года. Более показательна статистика производства транспортных средств и оборудования — 146,9% в складских запасах против 74,6% год назад. Словом, Беларусь по-прежнему стремится вывозит «машины», но их не спешат покупать.

Примечательно, что именно в последние месяцы началось катастрофическое падение сбыта. Не следует забывать, что растут и запасы в торговле, что экспортные поставки (не так, как раньше) производятся без предоплаты.

Ситуация на внешних рынках определяется не продавцом, а покупателям. Не по этой ли причине Лукашенко обещал пересажать министров, начиная с премьера. Но даже если это и произойдет, то ситуация не улучшится. По данным Белстата, внешняя кредиторская задолженность на 1 сентября 2013 года составила 47,5 трлн рублей, или 21,4% от всей кредиторской задолженности, внешняя дебиторская задолженность — 50,8 трлн. рублей, или 26,9% от все дебиторской задолженности.

По сравнению с началом 2013 года внешняя кредиторская задолженность увеличилась на 4,9%, внешняя кредиторская задолженность — на 13,5%. Внешняя дебиторская задолженность на 1 сентября 2013 года превысила внешнюю кредиторскую задолженность на 3,3 трлн. рублей, или на 7%. Как поясняет Белстат, внешняя дебиторская задолженность без учета задолженности по авансам, выданным по внешнеторговым контрактам, заключенным в рамках реализации долгосрочных инвестиционных проектов, и задолженности, взыскание которой является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства, на 1 сентября т. г. составила 38,2 трлн. рублей, что эквивалентно 4,2 млрд. долл. По сравнению с 1 сентября 2012 года задолженность увеличилась на 33,2%, по сравнению с началом года она выросла на 18,1%, в том числе за август — на 6,4%.

Выражаясь образно, экономическая интеграция стран СНГ углубляется с нарастающем ускорением. В экономических отношениях Беларуст со странами «вне СНГ» такой динамики и глубины нет. Белорусские предприятия в настоящий момент задолжали «остальному миру» 24,3% указанной выше суммы, зарубежные партнеры имеют обязательств на сумму 24,9 трлн. рублей. Фактически фифти-фифти, взаимные обещания обслуживаются деньгами, которые работают в экономике. Как это и должно происходить на рынке.

В то время как на постсоветском пространстве, похоже, происходит развал системы взаимных платежей. Нарастают взаимные обиды. Образцы здесь замечательные, граничащие с полным отказом платить по долгам. Например, задолженность белорусских предприятий азербайджанским с начала года выросла в 20 (!) раз. В свою очередь, задолженность белорусским партнерам увеличилась в 4,5 раза. Задолженность туркменов белорусам увеличилась в 8,4 раза, таджиков — в 3,3 раза.

Словом, ни один договор не является необходимым для соблюдения. Внутренние экономические перекосы постепенно трансформируются во внешние.